Смеяться, право, не грешно

Дата: 14-12-2011 17:53  
Смеяться, право, не грешно
Над всем, что кажется смешно

Из стихотворения «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796) писателя и историка Николая Михайловича Карамзина (1766—1826)

Когда я сказал своим друзьям-служителям, что собираюсь беседовать с молодежью о «богословии смеха или юмора», они долго и от души смеялись. А что в этом смешного? Радость, юмор, улыбка, смех (но не смехотворство) наши добрые попутчики на трудном жизненном пути. Библия неоднократно упоминает смех. Самый крупный богослов XX века – Карл Барт – писал о юморе и смехе, и мы начнем с его высказывания:

«Если у человека есть чувство юмора, значит, душа его не заснула, не застыла; она живет и находится в движении. Юмор возникает тогда, когда мы с особой отчетливостью чувствуем двойственность нашей природы: как дети Божьи мы принадлежим вечности; как люди мы живем в действуем во времени. Юмор выносит за скобки всю серьезность настоящего; юмор появляется в борьбе с серьезностью настоящего. Но в этой борьбе мы – дети Божьи – не можем всегда оставаться серьезными. Будущее, уготованное нам Богом, проявляется улыбкой – улыбкой грустной, улыбкой сквозь слезы; веселостью, с который мы должны принимать серьезное и грустное настоящее – то, что находится в скобках. Эта улыбка, эта веселость – они несут в себе будущее».#

К сожалению, с возрастом мы теряем эти непосредственность и радость, присущие детям. В шесть лет ребенок смеется сотни раз в день. Когда человек вырастает, эта цифра уменьшается где-то до нескольких десятков, а некоторые личности вообще смеются только пару раз в день. Мало того, они и на других людей наводят уныние. Замечено, что диктаторы и фанатики не имеют чувства юмора. Они даже не понимают, как смешно они выглядят сами.# А верующий может посмеяться от души, в том числе и над собой.

В. Марцинковский, который знал И.С. Проханова на протяжении 30лет и часто встречался с ним, писал: «Все тот же спокойный, добродушный, терпеливый, кроткий Иван Степанович! Кто не заражался его мягким детским смехом, переходившим в еле удерживаемые раскаты!»

Бурное выражение радости полезно для здоровья. Улыбка и релаксация, т.е. расслабление мускулатуры, способствуют повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, т.е. благоприятствуют снабжению мозга кислородом, улучшается обмен веществ. От глубоких вдохов и коротких выдохов лучше «вентилируются» легкие. Таким образом, здоровый смех и добродушный юмор служат для разрядки эмоционального напряжения.# При этом надо заметить, что несмотря на эффект релаксации, смех можно также сравнить с неплохой аэробной нагрузкой: когда мы смеемся, в нашем организме работает 80 (?) групп мышц!#

Чувство юмора помогает в земном странствовании, в том числе и в семье. В жизни столько проблем, забот, не всегда легко достичь консенсуса в решении разных вопросов семейной жизни: финансовых, воспитания детей, взаимоотношений с родственниками мужа и жены. И в трудные минуты юмор позволяет снять напряжение и разрядить обстановку. Только уместный юмор и во время, иначе будет еще хуже.

Очень приятна такая разновидность радости как улыбка. «Она ничего не стоит и много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто дарит. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности».#

К сожалению, в нашей культуре люди мало улыбаются, особенно если сравнить с Америкой. Вокруг много хмурых людей. Что, нет повода для радости? Разве не обновилась сегодня Божья милость?

«Лучезарная улыбка поднимает настроение, привлекает людей (если это не искусственная улыбка на продажу, не улыбка «по заказу»), согревает душу». Поэтому «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».#

Как насчет радости, смеха в христианстве? К.Г. Честертон замечает: «Говорят, что язычество – религия радости, а христианство – религия скорби; не менее легко доказать, что язычество дает только скорбь, христианство – только радость… [Но] во всем человеческом есть и скорбь и радость; важно, как они соединяются или разграничиваются».#

Писатель продолжает: «Человек больше похож на себя, человек более человечен, когда радость в нем – основное, скорбь – второстепенное. Меланхолия должна быть невинным предисловием, легким, ускользающим налетом – хвала должна быть жизнью души. Пессимизм, в лучшем случае, – выходной день для эмоций, радость – великий труд, которым мы живы».#


Обратимся к Библии. Много ли в ней примеров юмора? Часто ли шутил Иисус? Да, в Писании иногда встречается ирония или сарказм, например, в речах Иова («вы только люди и с вами умрет мудрость» - Иов 12:2), писаниях Павла («вы стали царствовать без нас…» - 1 Кор. 4:8). В речах Иисуса можно найти иронию (Мф. 23:32), а некоторые примеры могут вызвать смех: верблюд и игольное ушко (Мф. 19:24), бревно в глазу (Мф. 7:3-5). Но в словах и поведении Христа и апостолов нет места смехотворству.

Прочитаем несколько текстов из Ветхого и Нового Заветов, которые представляют смех и бурное веселье в негативном и положительном свете.

Пр. 14:13

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Еккл. 2:1-2

Сказал я в сердце моем: `дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром'; но и это - суета!

О смехе сказал я: `глупость!', а о веселье: `что оно делает?'

Еккл. 7:2-6

Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!

Иак. 4:8-9

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.

Вышеприведенные тексты говорят о веселье и смехе в отрицательном смысле, но есть и другая сторона:

Иов 8:20-21

Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.

Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.

Пс. 125:1-2, 5-6

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:

тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: `великое сотворил Господь над ними!'

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.

Пр. 17:22

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Лк. 6:21

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

В жизни христианина есть то, и другое. Есть плач о грехе, и есть радость прощения грехов. И великую радость нельзя отделить от большой печали. Как заметил К. Барт, настоящий юмор отличается от ненастоящего именно тем, что в начале его находятся знание и страдание.# «Настоящего человека узнать нетрудно, - писал Честертон. – У него боль в сердце и улыбка на лице».

Однако кроме смеха есть и смехотворство.

Еф. 5:4

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;



Что такое «смехотворство»? Этим словом обозначают преднамеренное искажение сказанного, которое делается для того, чтобы придать ему оттенок непристойности или неприличия. Это грязная речь человека, который использует любое слово и обстоятельство, чтобы продемонстрировать свое безнравственное острословие. Это словарный запас конферансье, у которого всегда наготове есть пошлые шутки и грязные намеки. Такое смехотворство ставится в один ряд со сквернословием и пустословием.#

Смехотворство отличается от здорового смеха. Это смех беспричинный, глупый, пошлый. В начале этого смеха – непристойности, грубость, безнравственность. Хотя не обязательно неприличие. Ненормально, когда человек вообще постоянно шутит и смеется, когда с ним нельзя серьезно поговорить. Это значит, что он не понимает сущности и смысла жизни. Ведь в мире много того, что совершенно не смешно. Например, грех. Или смерть. Или война. Не смешно, когда люди убивают друг друга. Совсем не смешно, когда умирают люди, не слышавшие Евангелия.

Еще одна проблема – неправильное или даже разрушительное использование юмора в отношении церкви, веры в Бога. Когда юмор использует в качестве объекта религию с целью высмеять ее, это уже не смешно.

Роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» в сатирическом духе высмеивает рыцарские романы о средневековье. Типичный американец из штата Коннектикут конца XIX века попадает в эпоху британского короля Артура (VI в.) и пытается перестроить Англию на свой лад. Одним из его желаний было уничтожить рыцарство. Для этого он избрал хитроумный способ – сделать рыцарство смешным. Он объясняет: «Это был тайный удар из-за угла по этой нелепице – странствующему рыцарству, – удар, о котором никто не подозревал, кроме меня.

Я разослал в разные стороны… немало… завербованных мною доблестных рыцарей, зажав их, как бутерброды, между двумя досками, на которых написано какое-нибудь объявление. [Скажем, реклама мыла; или же он надевал на головы рыцарям цилиндры, и рыцари выглядели очень глупо]… Мой тайный замысел был именно таков: ослабить рыцарство, сделав его смешным и нелепым». И янки добился своей цели.



Над важным, серьезным не смеются. Поэтому я негативно отношусь к рассылкам или публикациям «христианского» юмора: шуткам о молитве, Библии, церкви, служителях, покаянии. Они представляют все, что связано с верой в Бога, смешным, нелепым, и самое великое постепенно теряет свою ценность. Да, в нашем хождении в вере бывают смешные моменты, и мы от души смеемся над ними, но другое дело – распространять такие шутки, привлекать к ним внимание, добавляя к анекдотам о Вовочке (прошу прощения у всех Владимиров) и системных администраторах (прошу прощения у всех системных администраторов) раздел «христианство».

Итак, смеяться, право не грешно. Но есть неприемлемый или не самый лучший юмор. К нежелательным можно отнести:

1) Этнические шутки, недоброе высмеивание других наций. Конечно, в общении с иностранцами, если есть взаимопонимание, можно посмеяться и друг над другом, особенно, если шутка может чему-то научить, раскрыть какое-то качество определенного народа. Плохо, если она обижает и оскорбляет, выставляет других людей в неприглядном свете.

2) Шутки над какими-то слабостями (привычки в питании, неаккуратность, богословские предпочтения и т.д.) или качествами человека, (худой, лысый, полный, «рыжий-рыжий конопатый») что может огорчить наших ближних. (Блондинок вряд ли можно отнести к этой категории. Во-первых, это собирательный образ, во-вторых, над ними шутят из зависти и блондинки это отлично понимают).

Хороший комментарий к этому пункту можно найти в толковании Т. Глэдхилла на книгу Песни Песней.# Автор на примере взаимоотношений влюбленных говорит о деликатной роли подшучиваний в любых взаимоотношениях. По его мнению, игривое или ироническое разоблачение слабостей может быть воспринято слишком болезненно. Мы все очень хрупкие создания и очень легко перебрать и разрушить самооценку других людей, вызвать их враждебную реакцию. Постоянное подшучивание может разрушить взаимоотношения в связи со снижением самоуважения партнера. Доза шуток зависит от того, насколько толстая у нас кожа, или от нашей способности смеяться над самим собой. Иногда мы способны стряхнуть иронические замечания, как утка стряхивает воду. В другой раз шутки могут пронять нас до костей и серьезно обидеть. Но у подшучивания есть и положительная роль. Оно помогает нам прекратить воспринимать себя слишком серьезно и сталкивает нас с пьедестала, на который мы часто взгромождаемся. Они также действуют как стимул для преодоления наших неожиданно выставленных на обозрение слабостей, и благодаря им мы можем обрести более объективное значение о себе. Мы часто живем иллюзорной жизнью, и подшучивание, возможно, - наиболее безболезненный способ стать зрелым человеком.

3) Нехорошо в шутках высмеивать отношения, ранить разных людей. Например, шутки об отношениях тещи и зятя представляют мам в неприличном свете и не способствуют улучшению семейных отношений.

4) Неприемлем оскорбительный юмор вообще. Шутка может быть грустной, может быть добродушной, но что, если она злая? Такой смех убивает. В нашем смехе не должно быть места оскорблениям и грубости.

5) Избитых шуток, которые повторяет день за днем, надо избегать. Слушать ту же шутку десятый и даже третий раз – оскорбление для слуха. Придумайте что-то новое, доброе и поучительное.

6) Конечно, неприемлемы пошлые шутки, особенно шутки «ниже пояса». Кстати, таким шутками наполнены сегодня разные теле- и радиопрограммы, об этом острят в бульварных газетах и журналах. Такие шутки не станет рассказывать даже обычный культурный человек, тем более христианин.

7) Смеха над текстами Библии, над святыми вещами, как мы уже говорили, надо избегать, чтобы великое не стало банальным.

Над чем или над кем вы смеетесь? Что является темой вашего смеха? Ответ на эти вопросы много говорит о самом человеке.

Итак, смеяться, право, не грешно, если смех и шутки не ранят людей, не оскорбляют их, если юмор уместен и подходит случаю, если смех не переходит в смехотворство, непристойность. Лучше всего всего смеяться над собой. Барт советует: «Вполне естественно прежде всего обращать юмор на самих себя и только потом – на других. Тогда и только тогда в нашем юморе не будет яда и желчи, но будет утешение и освобождение, даже если мы обратим его на других. Только тот, кто от души посмеялся над самим собой, имеет право смеяться над другими; а тот, кто искренне смеялся, когда смеялись над ним, выдержал последний, самый трудный экзамен. На этом экзамене с позором проваливаются многих из тех, кто с гордостью называли себя юмористами».#