Конфликт с Навалом: гнев
И жизнь, и слезы, и любовь, №6
Дата: 20-11-2009 09:30 И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову (1 Цар. 25:39а)
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19).
1. История
После небольшого перерыва мы снова возвращаемся к Давиду и отправляемся с ним в странствование по горам и долинам иудейской пустыни, убегая от Саула. Вместе с Давидом мы вступим в конфликт с Навалом, и вместе с ним порадуемся благополучному исходу события, описанного в 25 главе 1 Царств. Мы не будем читать всю главу, но сделаем обзор происходивших событий, понаблюдаем за поведением главных героев и сделаем некоторые выводы.
Историю конфликта с Навалом можно разбить на три части: просьба и отказ, просьба и удовлетворение просьбы, воздаяние и расплата.
1.1. Просьба и отказ
Давид находился в пустыне Маон, что к югу от Хеврона, в районе южной оконечности Мертвого моря. Недалеко от места обитания Давида, километрах в 12 к юго-востоку от Хеврона в городе Кармил жил богатый Навал, у которого «было три тысячи овец и тысяча коз» (1 Цар. 25:2). Навал был человеком жестоким и злым нравом (1 Цар. 25:3); его имя означало «безумный». Маловероятно, что это имя было дано ему при рождении, скорее, так Навал был назван позже, когда проявил свой истинный нрав. А ведь он был потомком такого благородного человека как Халев!
Давид услышал, что Навал стрижет овец – это своего рода праздник жатвы для владельца стад. Поскольку люди Давида защищали овец Навала от диких животных и разбойников, теперь, когда пастухи получают вознаграждение за свой труд, и Давид просит немного продовольствия для своих воинов. «Дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя» (1 Цар. 25:8). Навал с презрением отклоняет просьбу: «Кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих» (1 Цар. 25:10).
1.2. Просьба и удовлетворение просьбы
Когда Давид услышал об этом, он обиделся. «Напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро; пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене» (1 Цар. 25:21-22).
«Мочащийся к стене» - это собака. Давид во гневе решил вырезать в доме Навала все дышащее. Ведь Давида охраняли стада Навала, заботились о его имуществе, и логично было ожидать какой-то благодарности. И не только за охрану его личных стад, но и вообще за победу над филистимлянами, которую Господь даровал через Давида. Кис Кэйнор заметил: «Все, чем владел Навал, было основано на камне, пущенном Давидом в Голиафа несколько лет тому назад». Благодаря относительному миру в регионе, Навал мог спокойно промышлять, не опасаясь набегов амаликитян и филистимлян.
Не удивительно, что, получив отказ, Давид приказал своим людям взять с собой мечи, и с отрядом в четыреста человек направился к Навалу. (Внимательно читая Библию, мы замечаем, что Давид опять не вопросил Господа, наверное, даже не помолился перед тем, как убивать Навала).
Во гневе мы часто теряем контроль над собой, потому апостол предупреждает: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:15). Давид другими словами говорит о том же: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5). (Может, при этом он вспоминал историю с Навалом?) Наша реакция может превосходить необходимую, выходит за рамки восстановления справедливости (к которой, мы будто бы стремимся). Поэтому сначала надо успокоиться, поразмыслить, вопросить Бога…
К счастью, один из слуг Навала предупредил о грозившей опасности жену Навала, Авигею, женщину благоразумную и красивую (какое сочетание!) А разве мало таких женщин среди наших жен?
Слушая Авигею, просто удивляешься, как такая девушка вышла замуж за этого безумного. Может, ее об этом и не спрашивали, просто отдали в жены богатому. Ну и потом, такое ведь случается со многими женщинами, не одной Авигеей.
Авигея приготовила еду для Давида и его слуг; особенно ценными были сушеные зерна, изюм, смоквы, которые подлежали длительному хранению. Встретившись с Давидом, она поклонилась ему и обратилась с просьбой пощадить этого злого человека, его слуг и имущество и предать мщение в руки Господа, и Давид удовлетворил её просьбу.
1.3. Воздаяние и расплата
Через Авигею Господь проговорил к Давиду, и удержал его от нанесения зла. Приняв дары, Давид пошел обратно, а Авигея вернулась домой. «Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень. Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер» (1 Цар. 37-38). Давид возблагодарил Господа, и послал взять Авигею себе в жены (разумеется, в совместное владение перешли 3000 овец и тысяча коз, и Давид также упрочил свои связи в области Хеврона). Авигея с благодарностью восприняла предложение и сказал: «Вот, раба твоя [готова] быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего» (1 Цар. 25:41). О, если бы все девушки отвечали на предложения братьев с такой готовностью и смирением!
2. Персонажи
2.1. Навал
Навал, богатый, успешный, но грубый и неблагодарный человек, которого мало интересуют нужды других людей, даже их жизнь. Он не способен на элементарную порядочность, не может воздать добро за добро. Навал с презрением отвечает на смиренную просьбу слуг Давида: «Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1 Цар. 25:11). О, как часто увлечение богатством помрачает разум, и человек забывает о главном.
Один очень богатый человек с гордостью демонстрировал свои владения проповеднику. «25 лет тому назад я приехал в эту страну без единого гроша, - рассказывал он, - а сейчас я богаче всех в округе. Посмотрите на запад: это мои нефтяные вышки. Посмотрите на восток: это мои стада. Посмотрите на север: это мой лес. Я усердно работал, я долго копил, я экономил, и вот он, результат. Все вокруг принадлежит мне…»
Человек ожидал похвалы от проповедника, но тот показал на небо и сказал в ответ: «А насколько далеко простираются ваши владения вверх? Каким духовным богатством вы владеете?..» Богатый человек замолчал.
Насколько вы богаты в Господе?
Навал - обеспеченный человек. У него есть овцы, есть работники, есть много еды. Дома у него пир, как пир царский (1 Цар. 25:36). Но он не знает Бога, не понимает Божьих путей, не сознает, что все, чем он владеет, от Бога. Он не понимает, что душа его может быть отнята в сию ночь, ну, дней через десять (1 Цар. 25:38). Ибо не вспомнил Навал Бога во время благоденствия; наслаждаясь богатством, не уделил нуждающимся, не проявил милости…
2.2. Давид
Навалу противостоит Давид, человек эмоциональный и ранимый, и при всех его способностях - уязвимый и слабый. Духовные подъемы в его жизни сменяются поражениями. Мы читаем в следующей главе, что Давид щадит Саула, имея хорошую возможность убить его. Здесь же он не может сдержать чувств, спешит ответить злом за зло, грехом за грех. Фактически, он уподобляется Навалу. В своем ослеплении Давид становится безумным, отвечая глупцу по его глупости.
Господь вмешался, когда Давид позволил ему это сделать. Он поразил Навала и тот умер. Давид был сохранен от зла милостью Господа. Красота Авигеи, пожалуй, сыграла роль, но если бы не Господь, ее вмешательство не помогло бы.
2.3. Авигея
Между Давидом и Навалом стоит Авигея. Ее имя значит «отец радости». Должно быть, веселой была эта женщина, радостной, красивой. И мудрой. Она хорошо понимает ситуацию. Она знает, что сказать Давиду, и знает, что пока ничего не надо говорить Навалу. Ему обо всем она скажет позже. Авигея знает, чего хочет Бог от Давида в этом случае, и вынуждена учить мужа по сердцу Божию, что значит ходить Божьими путями. Она предупреждает Давида, что нужно предать свои обиды Богу, ибо отмщение – Его дело. Она смотрит на происходящее с Божьей перспективы.
Ей было нелегко (представьте себя на месте Авигеи, когда нужно защищать неразумного мужа, или жену, или своих детей). Разве она не любила своего мужа? Такая женщина как Авигея была преданной семье. Но она видела, что муж поступает против Бога, потому и называет его «безумным» (1 Цар. 25:25). Ведь для нее на первом месте – воля Божия.
Глубокая и содержательная речь Авигеи очень поучительна. Не удивительно, что она записана в Священном Писании, где каждое слово на вес золота. Невозможно не прочитать еще раз хотя бы часть ее «проповеди» Давиду:
Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою (1 Цар. 25:29-31).
Авигея напомнила Давиду, что он будет царем, и напрасно пролитая кровь будет тогда для него огорчением и беспокойством. На пути к трону не обязательно проливать так много крови (заметим, именно по этой причине Бог не позволил Давиду построить храм).
Читая о Навале, Авигее и Давиде, мы учимся, как реагировать на зло, что делать, когда мы в гневе. Можно ответить злом за добро. Так делал Навал. Можно ответить злом за зло. Так решил поступить Давид. А можно побеждать злом добром. Так действовала Авигея. (И так поступал Иисус!)
Пример Авигеи также учит нас, как реагировать на гнев другого человека, что делать, если злой готов выплеснуть ярость на вас и ваших близки. Нужно начинать первому, проявлять инициативу. Нужно просить прощения, пусть вы не очень-то виноваты (чем провинилась Авигея?) Можно умиротворить человека подарком. Нужно молиться за человека (Авигея благословляла Давида) и указать на последствия гнева, указать, что восстановление справедливости – дело Бога.
Слово Божие говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Рим. 12:19).
Эти слова напоминают нам о том, что главный герой этой истории – Господь. Это понял и Давид после встречи с Авигеей и, особенно, смерти Навала:
И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне.
И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову (1 Цар. 25:39, 32).
Видим ли мы Господа за кулисами истории или за сценой событий нашей повседневной жизни?
3. Уроки: что делать с гневом
Глядя на Давида, мы узнаем в нем себя, ибо сами, подобно Давиду, реагируя на оскорбления и несправедливость, готовы отвечать злом за зло (хотя бы в мыслях), особенно, когда мы устали, когда вызывающий гнев поступок повторяется снова и снова. Иногда, в порыве чувств с уст слетают обидные слова, особенно если объект гнева слабее и не может постоять за себя. А если он намного слабее, то к этому может добавиться оплеуха, затрещина или подзатыльник. Во гневе люди нередко убивают друг друга, хотя, если говорить о контексте церкви, меня беспокоят не просто вспыльчивые люди, не те, кто может нагрубить, ответить резко, излить негодование, а потом будет извиняться, а те, кто таит обиду, кто улыбается, пожимает руку, а сам носит камень за пазухой и при удобном случае мстит, распространяя плохие слухи или оказывая психологическое давление. Эти опаснее!
В любом случае, вне зависимости от того, каким образом гнев выражает себя, что нам делать? Как справляться с собой?
3.1. Мирские способы разрешения проблемы
Есть мирские способы разрешения проблемы. Их в общем можно свести к двум: игнорирование или разного рода агрессия.
Часто, особенно если нет возможности отомстить или нет мужества разрешить проблему, люди просто убегают от нее, скрываются, например, в пьянстве. Или, не желая приводить в порядок семейные отношения, не желая прощать, мужчина может завязать отношения с другой женщиной, все позже будет приходить домой. Другие вообще ничего не предпринимают, и гнев проявляется в головных болях, повышенном давлении, сердечных приступах, постоянной раздражительности или жалости к себе, в духовных срывах, постепенно уничтожая человека. Это происходит и с нами, когда мы не учимся, подобно Давиду, выражать гнев в молитве, а загоняем его в глубину сердца или сознания.
В связи с этим я вспоминаю одну старую комедию. Джо рассказывает Джерри о странной привычке их общего друга, которая вызывает в нем раздражение. Во время разговора этот друг постоянно тычет пальцем в грудь Джо. Это приводит Джо буквально в ярость. Поэтому он решает свести с приятелем счеты. Он показывает Джерри маленькую баночку со взрывчаткой, которую собирается прикрепить у себя на груди. Он объясняет: «Когда в следующий раз он, как обычно, ткнет в меня пальцем, он горько пожалеет об этом».
Кто-то, уступая гневу, находит выход в агрессии. Если есть сила (при этом, заметьте, ума не нужно), мстят: око за око и зуб за зуб. Если получиться – и больше. У людей послабее агрессия приобретает смещенный характер. Если не устраивает цена на товар в магазине – гнев выплескивается на продавца, хотя он тут не при чем. Подчиненный вымещает на жене гнев на начальника. Жена – на детях, дети – на кошке и т.д.
Вообще, до недавнего времени большинство психологов сходились на том, что едва ли не единственный способ избавиться от гнева – выплеснуть его наружу: например, разбить пару тарелок, покричать, повизжать, исколотить диванную подушку, поиздеваться над изображением босса и тому подобное, лишь бы выпустить пар. И по сей день существует немало разнообразных видов психотерапии, направленных на облегчение эмоционального напряжения, имеющих в своей основе именно вышеуказанный метод.
Однако исследования последних лет показали, что подобные «паровыпускательные» методики не только не притупляют нашего гнева, но напротив, еще больше воспламеняют его. Например, дети, которых приучают в гневе пинать окружающую мебель, с возрастом становятся все более и более агрессивными. Супружеские пары, которые предпочитают выяснять свои отношения через крики и ругань, не чувствуют никакого облегчения, а наоборот, еще больше злятся друг на друга… Выплескивание эмоций лишь усиливает озлобление.
3.2. Библейский подход
Библейский подход отличается от мирского. Вкратце модель поведения можно свести к следующим пунктам (здесь я не говорю о гневе, который мы проявляем по отношению ко греху вообще, например, когда мы видим погибающих от греха людей и ревнуем о Боге, преисполняемся праведным гневом, который побуждает нас молиться о погибающих, побуждаем свидетельствовать о Христе. Речь идет о гневе, который вызван какой-то несправедливостью в отношении к нам лично – несправедливостью с нашей точки зрения).
1) Не обращать внимания на внешние раздражители (1 Цар. 25:25). Вокруг много проблемных людей, которые хотят испортить нам настроение (или даже жизнь). Пусть их безумие пребудет с ними, как мудро заметила Авигея. Всегда кто-то будет раздражать, и если реагировать на всякую несправедливость по отношению лично к нам, у нас не хватит эмоциональных сил. Потому надо быть снисходительным к несовершенству других людей.
Впрочем, такая снисходительность может перейти в равнодушие, поэтому христианин не ограничивается молчанием. Он благословляет, зная, что к тому и призван (1 Пет. 3:9).
2) Еще один практический момент – не надо спешить в выражении гнева.
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам (Пр. 19:11).
Недавно я получил письмо с легкими, но раздражающими обвинениями. Первым желанием было изложить все факты и в свою очередь обвинить человека в некомпетентности. Но потом я решил не отвечать прямо сейчас, а сначала выпить с друзьями чашку чаю. После этой чашки я подобрел, и ответ получился довольно мягким и вежливым. А через пару минут человек прислал мне письмо с извинениями, и я великодушно извинил. Но сколько раз я спешил с ответом? Сколько раз поспешно выражал свой гнев?
Но говоря о спокойном, сдержанном отношении к гневу, нужно использовать терминологию, которая лучше выражает библейское отношение к гневу. Не просто «не спешить», не просто «не обращать внимания», а «предавать дело Богу». Как поступал Иисус.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2:23). Если мы предаем нашу проблему Богу, она не обязательно решиться скоро, как в случае с Навалом. Там прошло всего десять дней. Но от Саула Давид бегал около десяти лет. А иногда и в конце жизни мы не видим желаемого результата, и только надеемся на великий Божий суд в конце времен. Нужно вооружиться терпением, вверяя свои огорчения Судии праведному.
3) Нужно признать существование греховного гнева, признать, что в выражении чувств мы можем быть не правы перед Богом, признать, что в подавляющем числе случаев наш гнев несовершенен. Это не благородное негодование, а проявление уязвленного самолюбия, это чувство, которое не творит Божьей правды (Иак. 1:20). Наш гнев (в отличие от Божьего) содержит в себе тщеславие, враждебность, злобу, жажду мести. Потому не надо оправдывать себя тем, что у меня такой темперамент, или во мне течет горячая южная кровь, или обстановка слишком сложная. Мы сами виноваты, когда гневаемся. Вспомним кротчайшего из людей – Моисея. Он пытался объяснить свое раздражение поведением народа (Вт. 3:26), но Господь ясно объяснил, что причина в нем самом. Не за грех народа, а за свой проступок Моисей не вошел в Обетованную землю (Вт. 32:48-52).
4) Грех гнева нужно открывать перед Богом, как и любой другой грех (Пс. 31: ). Нужно честно сказать Богу о том, что и почему меня раздражает. Нужно просить у Него прощения и силы для победы над грехом, а не оправдывать себя. Нужно спешить, чтобы солнце не зашло во гневе нашем (Еф. 4:26).
5) Чтобы победить гнев, нужно духовно возрастать, чтобы контролировать свои поступки. Это возможно, не так ли? Даже в повседневном поведении, не прибегая к молитве мы можем контролировать себя. Представьте себе, вы разгневались на детей, возвысили голос. В это время зазвонил телефон. Вы берете себя в руки и спокойно говорите, не проявляя раздражения. Вдруг это пресвитер? Также в присутствии начальника или людей, перед которыми нам не хочется оказаться в неприглядном виде, мы очень хорошо можем управлять своим гневом. Это еще раз доказывает то, что наш гнев имеет эгоистичную природу; мы больше заботимся о «сохранении лица», нежели о справедливости.
Если мы возрастем духовно, мы лучше поймем природу и причину гнева. Например, в поведении детей, как в зеркале, мы увидим себя. Мы осознаем свое несовершенство, и начнем побеждать Его силой.
И последняя мысль о гневе. В сущности, мы все – Навалы перед Господом, и все заслуживаем наказания, возмездия за свои грехи. Мы все отвергали Бога, как безумец, о котором писал Давид. Мы заслуживали наказания, гнева Божия. Но Христос, как Авигея, вышел нам навстречу и защитил нас. Он отвратил от нас гнев Божий, чтобы мы имели жизнь, чтобы Господь не поразил нас. Он дал нам так много даров, так много благословений!
Нельзя, однако, пренебрегать такой благодатью. Ведь есть предел Божьему терпению. Придет время, когда изольется гнев Божий на живущих на земле. Иногда Господь изливает этот гнев уже в этой жизни; бывает, человек внезапно умирает, и даже не успевает покаяться. И мы все не знаем, когда придет конец Его долготерпению в отношении к нам. Не лучше ли покаяться перед Ним как можно скорее, чтобы на нас излились Его милость, доброта, любовь, чтобы не пить «вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Отк. 14:10).
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19).
1. История
После небольшого перерыва мы снова возвращаемся к Давиду и отправляемся с ним в странствование по горам и долинам иудейской пустыни, убегая от Саула. Вместе с Давидом мы вступим в конфликт с Навалом, и вместе с ним порадуемся благополучному исходу события, описанного в 25 главе 1 Царств. Мы не будем читать всю главу, но сделаем обзор происходивших событий, понаблюдаем за поведением главных героев и сделаем некоторые выводы.
Историю конфликта с Навалом можно разбить на три части: просьба и отказ, просьба и удовлетворение просьбы, воздаяние и расплата.
1.1. Просьба и отказ
Давид находился в пустыне Маон, что к югу от Хеврона, в районе южной оконечности Мертвого моря. Недалеко от места обитания Давида, километрах в 12 к юго-востоку от Хеврона в городе Кармил жил богатый Навал, у которого «было три тысячи овец и тысяча коз» (1 Цар. 25:2). Навал был человеком жестоким и злым нравом (1 Цар. 25:3); его имя означало «безумный». Маловероятно, что это имя было дано ему при рождении, скорее, так Навал был назван позже, когда проявил свой истинный нрав. А ведь он был потомком такого благородного человека как Халев!
Давид услышал, что Навал стрижет овец – это своего рода праздник жатвы для владельца стад. Поскольку люди Давида защищали овец Навала от диких животных и разбойников, теперь, когда пастухи получают вознаграждение за свой труд, и Давид просит немного продовольствия для своих воинов. «Дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя» (1 Цар. 25:8). Навал с презрением отклоняет просьбу: «Кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих» (1 Цар. 25:10).
1.2. Просьба и удовлетворение просьбы
Когда Давид услышал об этом, он обиделся. «Напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро; пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене» (1 Цар. 25:21-22).
«Мочащийся к стене» - это собака. Давид во гневе решил вырезать в доме Навала все дышащее. Ведь Давида охраняли стада Навала, заботились о его имуществе, и логично было ожидать какой-то благодарности. И не только за охрану его личных стад, но и вообще за победу над филистимлянами, которую Господь даровал через Давида. Кис Кэйнор заметил: «Все, чем владел Навал, было основано на камне, пущенном Давидом в Голиафа несколько лет тому назад». Благодаря относительному миру в регионе, Навал мог спокойно промышлять, не опасаясь набегов амаликитян и филистимлян.
Не удивительно, что, получив отказ, Давид приказал своим людям взять с собой мечи, и с отрядом в четыреста человек направился к Навалу. (Внимательно читая Библию, мы замечаем, что Давид опять не вопросил Господа, наверное, даже не помолился перед тем, как убивать Навала).
Во гневе мы часто теряем контроль над собой, потому апостол предупреждает: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:15). Давид другими словами говорит о том же: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5). (Может, при этом он вспоминал историю с Навалом?) Наша реакция может превосходить необходимую, выходит за рамки восстановления справедливости (к которой, мы будто бы стремимся). Поэтому сначала надо успокоиться, поразмыслить, вопросить Бога…
К счастью, один из слуг Навала предупредил о грозившей опасности жену Навала, Авигею, женщину благоразумную и красивую (какое сочетание!) А разве мало таких женщин среди наших жен?
Слушая Авигею, просто удивляешься, как такая девушка вышла замуж за этого безумного. Может, ее об этом и не спрашивали, просто отдали в жены богатому. Ну и потом, такое ведь случается со многими женщинами, не одной Авигеей.
Авигея приготовила еду для Давида и его слуг; особенно ценными были сушеные зерна, изюм, смоквы, которые подлежали длительному хранению. Встретившись с Давидом, она поклонилась ему и обратилась с просьбой пощадить этого злого человека, его слуг и имущество и предать мщение в руки Господа, и Давид удовлетворил её просьбу.
1.3. Воздаяние и расплата
Через Авигею Господь проговорил к Давиду, и удержал его от нанесения зла. Приняв дары, Давид пошел обратно, а Авигея вернулась домой. «Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень. Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер» (1 Цар. 37-38). Давид возблагодарил Господа, и послал взять Авигею себе в жены (разумеется, в совместное владение перешли 3000 овец и тысяча коз, и Давид также упрочил свои связи в области Хеврона). Авигея с благодарностью восприняла предложение и сказал: «Вот, раба твоя [готова] быть служанкою, чтобы омывать ноги слуг господина моего» (1 Цар. 25:41). О, если бы все девушки отвечали на предложения братьев с такой готовностью и смирением!
2. Персонажи
2.1. Навал
Навал, богатый, успешный, но грубый и неблагодарный человек, которого мало интересуют нужды других людей, даже их жизнь. Он не способен на элементарную порядочность, не может воздать добро за добро. Навал с презрением отвечает на смиренную просьбу слуг Давида: «Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1 Цар. 25:11). О, как часто увлечение богатством помрачает разум, и человек забывает о главном.
Один очень богатый человек с гордостью демонстрировал свои владения проповеднику. «25 лет тому назад я приехал в эту страну без единого гроша, - рассказывал он, - а сейчас я богаче всех в округе. Посмотрите на запад: это мои нефтяные вышки. Посмотрите на восток: это мои стада. Посмотрите на север: это мой лес. Я усердно работал, я долго копил, я экономил, и вот он, результат. Все вокруг принадлежит мне…»
Человек ожидал похвалы от проповедника, но тот показал на небо и сказал в ответ: «А насколько далеко простираются ваши владения вверх? Каким духовным богатством вы владеете?..» Богатый человек замолчал.
Насколько вы богаты в Господе?
Навал - обеспеченный человек. У него есть овцы, есть работники, есть много еды. Дома у него пир, как пир царский (1 Цар. 25:36). Но он не знает Бога, не понимает Божьих путей, не сознает, что все, чем он владеет, от Бога. Он не понимает, что душа его может быть отнята в сию ночь, ну, дней через десять (1 Цар. 25:38). Ибо не вспомнил Навал Бога во время благоденствия; наслаждаясь богатством, не уделил нуждающимся, не проявил милости…
2.2. Давид
Навалу противостоит Давид, человек эмоциональный и ранимый, и при всех его способностях - уязвимый и слабый. Духовные подъемы в его жизни сменяются поражениями. Мы читаем в следующей главе, что Давид щадит Саула, имея хорошую возможность убить его. Здесь же он не может сдержать чувств, спешит ответить злом за зло, грехом за грех. Фактически, он уподобляется Навалу. В своем ослеплении Давид становится безумным, отвечая глупцу по его глупости.
Господь вмешался, когда Давид позволил ему это сделать. Он поразил Навала и тот умер. Давид был сохранен от зла милостью Господа. Красота Авигеи, пожалуй, сыграла роль, но если бы не Господь, ее вмешательство не помогло бы.
2.3. Авигея
Между Давидом и Навалом стоит Авигея. Ее имя значит «отец радости». Должно быть, веселой была эта женщина, радостной, красивой. И мудрой. Она хорошо понимает ситуацию. Она знает, что сказать Давиду, и знает, что пока ничего не надо говорить Навалу. Ему обо всем она скажет позже. Авигея знает, чего хочет Бог от Давида в этом случае, и вынуждена учить мужа по сердцу Божию, что значит ходить Божьими путями. Она предупреждает Давида, что нужно предать свои обиды Богу, ибо отмщение – Его дело. Она смотрит на происходящее с Божьей перспективы.
Ей было нелегко (представьте себя на месте Авигеи, когда нужно защищать неразумного мужа, или жену, или своих детей). Разве она не любила своего мужа? Такая женщина как Авигея была преданной семье. Но она видела, что муж поступает против Бога, потому и называет его «безумным» (1 Цар. 25:25). Ведь для нее на первом месте – воля Божия.
Глубокая и содержательная речь Авигеи очень поучительна. Не удивительно, что она записана в Священном Писании, где каждое слово на вес золота. Невозможно не прочитать еще раз хотя бы часть ее «проповеди» Давиду:
Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою (1 Цар. 25:29-31).
Авигея напомнила Давиду, что он будет царем, и напрасно пролитая кровь будет тогда для него огорчением и беспокойством. На пути к трону не обязательно проливать так много крови (заметим, именно по этой причине Бог не позволил Давиду построить храм).
Читая о Навале, Авигее и Давиде, мы учимся, как реагировать на зло, что делать, когда мы в гневе. Можно ответить злом за добро. Так делал Навал. Можно ответить злом за зло. Так решил поступить Давид. А можно побеждать злом добром. Так действовала Авигея. (И так поступал Иисус!)
Пример Авигеи также учит нас, как реагировать на гнев другого человека, что делать, если злой готов выплеснуть ярость на вас и ваших близки. Нужно начинать первому, проявлять инициативу. Нужно просить прощения, пусть вы не очень-то виноваты (чем провинилась Авигея?) Можно умиротворить человека подарком. Нужно молиться за человека (Авигея благословляла Давида) и указать на последствия гнева, указать, что восстановление справедливости – дело Бога.
Слово Божие говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Рим. 12:19).
Эти слова напоминают нам о том, что главный герой этой истории – Господь. Это понял и Давид после встречи с Авигеей и, особенно, смерти Навала:
И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне.
И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову (1 Цар. 25:39, 32).
Видим ли мы Господа за кулисами истории или за сценой событий нашей повседневной жизни?
3. Уроки: что делать с гневом
Глядя на Давида, мы узнаем в нем себя, ибо сами, подобно Давиду, реагируя на оскорбления и несправедливость, готовы отвечать злом за зло (хотя бы в мыслях), особенно, когда мы устали, когда вызывающий гнев поступок повторяется снова и снова. Иногда, в порыве чувств с уст слетают обидные слова, особенно если объект гнева слабее и не может постоять за себя. А если он намного слабее, то к этому может добавиться оплеуха, затрещина или подзатыльник. Во гневе люди нередко убивают друг друга, хотя, если говорить о контексте церкви, меня беспокоят не просто вспыльчивые люди, не те, кто может нагрубить, ответить резко, излить негодование, а потом будет извиняться, а те, кто таит обиду, кто улыбается, пожимает руку, а сам носит камень за пазухой и при удобном случае мстит, распространяя плохие слухи или оказывая психологическое давление. Эти опаснее!
В любом случае, вне зависимости от того, каким образом гнев выражает себя, что нам делать? Как справляться с собой?
3.1. Мирские способы разрешения проблемы
Есть мирские способы разрешения проблемы. Их в общем можно свести к двум: игнорирование или разного рода агрессия.
Часто, особенно если нет возможности отомстить или нет мужества разрешить проблему, люди просто убегают от нее, скрываются, например, в пьянстве. Или, не желая приводить в порядок семейные отношения, не желая прощать, мужчина может завязать отношения с другой женщиной, все позже будет приходить домой. Другие вообще ничего не предпринимают, и гнев проявляется в головных болях, повышенном давлении, сердечных приступах, постоянной раздражительности или жалости к себе, в духовных срывах, постепенно уничтожая человека. Это происходит и с нами, когда мы не учимся, подобно Давиду, выражать гнев в молитве, а загоняем его в глубину сердца или сознания.
В связи с этим я вспоминаю одну старую комедию. Джо рассказывает Джерри о странной привычке их общего друга, которая вызывает в нем раздражение. Во время разговора этот друг постоянно тычет пальцем в грудь Джо. Это приводит Джо буквально в ярость. Поэтому он решает свести с приятелем счеты. Он показывает Джерри маленькую баночку со взрывчаткой, которую собирается прикрепить у себя на груди. Он объясняет: «Когда в следующий раз он, как обычно, ткнет в меня пальцем, он горько пожалеет об этом».
Кто-то, уступая гневу, находит выход в агрессии. Если есть сила (при этом, заметьте, ума не нужно), мстят: око за око и зуб за зуб. Если получиться – и больше. У людей послабее агрессия приобретает смещенный характер. Если не устраивает цена на товар в магазине – гнев выплескивается на продавца, хотя он тут не при чем. Подчиненный вымещает на жене гнев на начальника. Жена – на детях, дети – на кошке и т.д.
Вообще, до недавнего времени большинство психологов сходились на том, что едва ли не единственный способ избавиться от гнева – выплеснуть его наружу: например, разбить пару тарелок, покричать, повизжать, исколотить диванную подушку, поиздеваться над изображением босса и тому подобное, лишь бы выпустить пар. И по сей день существует немало разнообразных видов психотерапии, направленных на облегчение эмоционального напряжения, имеющих в своей основе именно вышеуказанный метод.
Однако исследования последних лет показали, что подобные «паровыпускательные» методики не только не притупляют нашего гнева, но напротив, еще больше воспламеняют его. Например, дети, которых приучают в гневе пинать окружающую мебель, с возрастом становятся все более и более агрессивными. Супружеские пары, которые предпочитают выяснять свои отношения через крики и ругань, не чувствуют никакого облегчения, а наоборот, еще больше злятся друг на друга… Выплескивание эмоций лишь усиливает озлобление.
3.2. Библейский подход
Библейский подход отличается от мирского. Вкратце модель поведения можно свести к следующим пунктам (здесь я не говорю о гневе, который мы проявляем по отношению ко греху вообще, например, когда мы видим погибающих от греха людей и ревнуем о Боге, преисполняемся праведным гневом, который побуждает нас молиться о погибающих, побуждаем свидетельствовать о Христе. Речь идет о гневе, который вызван какой-то несправедливостью в отношении к нам лично – несправедливостью с нашей точки зрения).
1) Не обращать внимания на внешние раздражители (1 Цар. 25:25). Вокруг много проблемных людей, которые хотят испортить нам настроение (или даже жизнь). Пусть их безумие пребудет с ними, как мудро заметила Авигея. Всегда кто-то будет раздражать, и если реагировать на всякую несправедливость по отношению лично к нам, у нас не хватит эмоциональных сил. Потому надо быть снисходительным к несовершенству других людей.
Впрочем, такая снисходительность может перейти в равнодушие, поэтому христианин не ограничивается молчанием. Он благословляет, зная, что к тому и призван (1 Пет. 3:9).
2) Еще один практический момент – не надо спешить в выражении гнева.
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам (Пр. 19:11).
Недавно я получил письмо с легкими, но раздражающими обвинениями. Первым желанием было изложить все факты и в свою очередь обвинить человека в некомпетентности. Но потом я решил не отвечать прямо сейчас, а сначала выпить с друзьями чашку чаю. После этой чашки я подобрел, и ответ получился довольно мягким и вежливым. А через пару минут человек прислал мне письмо с извинениями, и я великодушно извинил. Но сколько раз я спешил с ответом? Сколько раз поспешно выражал свой гнев?
Но говоря о спокойном, сдержанном отношении к гневу, нужно использовать терминологию, которая лучше выражает библейское отношение к гневу. Не просто «не спешить», не просто «не обращать внимания», а «предавать дело Богу». Как поступал Иисус.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2:23). Если мы предаем нашу проблему Богу, она не обязательно решиться скоро, как в случае с Навалом. Там прошло всего десять дней. Но от Саула Давид бегал около десяти лет. А иногда и в конце жизни мы не видим желаемого результата, и только надеемся на великий Божий суд в конце времен. Нужно вооружиться терпением, вверяя свои огорчения Судии праведному.
3) Нужно признать существование греховного гнева, признать, что в выражении чувств мы можем быть не правы перед Богом, признать, что в подавляющем числе случаев наш гнев несовершенен. Это не благородное негодование, а проявление уязвленного самолюбия, это чувство, которое не творит Божьей правды (Иак. 1:20). Наш гнев (в отличие от Божьего) содержит в себе тщеславие, враждебность, злобу, жажду мести. Потому не надо оправдывать себя тем, что у меня такой темперамент, или во мне течет горячая южная кровь, или обстановка слишком сложная. Мы сами виноваты, когда гневаемся. Вспомним кротчайшего из людей – Моисея. Он пытался объяснить свое раздражение поведением народа (Вт. 3:26), но Господь ясно объяснил, что причина в нем самом. Не за грех народа, а за свой проступок Моисей не вошел в Обетованную землю (Вт. 32:48-52).
4) Грех гнева нужно открывать перед Богом, как и любой другой грех (Пс. 31: ). Нужно честно сказать Богу о том, что и почему меня раздражает. Нужно просить у Него прощения и силы для победы над грехом, а не оправдывать себя. Нужно спешить, чтобы солнце не зашло во гневе нашем (Еф. 4:26).
5) Чтобы победить гнев, нужно духовно возрастать, чтобы контролировать свои поступки. Это возможно, не так ли? Даже в повседневном поведении, не прибегая к молитве мы можем контролировать себя. Представьте себе, вы разгневались на детей, возвысили голос. В это время зазвонил телефон. Вы берете себя в руки и спокойно говорите, не проявляя раздражения. Вдруг это пресвитер? Также в присутствии начальника или людей, перед которыми нам не хочется оказаться в неприглядном виде, мы очень хорошо можем управлять своим гневом. Это еще раз доказывает то, что наш гнев имеет эгоистичную природу; мы больше заботимся о «сохранении лица», нежели о справедливости.
Если мы возрастем духовно, мы лучше поймем природу и причину гнева. Например, в поведении детей, как в зеркале, мы увидим себя. Мы осознаем свое несовершенство, и начнем побеждать Его силой.
И последняя мысль о гневе. В сущности, мы все – Навалы перед Господом, и все заслуживаем наказания, возмездия за свои грехи. Мы все отвергали Бога, как безумец, о котором писал Давид. Мы заслуживали наказания, гнева Божия. Но Христос, как Авигея, вышел нам навстречу и защитил нас. Он отвратил от нас гнев Божий, чтобы мы имели жизнь, чтобы Господь не поразил нас. Он дал нам так много даров, так много благословений!
Нельзя, однако, пренебрегать такой благодатью. Ведь есть предел Божьему терпению. Придет время, когда изольется гнев Божий на живущих на земле. Иногда Господь изливает этот гнев уже в этой жизни; бывает, человек внезапно умирает, и даже не успевает покаяться. И мы все не знаем, когда придет конец Его долготерпению в отношении к нам. Не лучше ли покаяться перед Ним как можно скорее, чтобы на нас излились Его милость, доброта, любовь, чтобы не пить «вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Отк. 14:10).