«Блаженство прощения: покаяние Давида»

И жизнь, и слезы, и любовь, №11
Дата: 19-11-2010 08:07  
«И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь» (2 Цар. 2:13).
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:1-5)
.

В. Более века назад несколько рыбаков отдыхали в обеденном зале одной из шотландских гостиниц на побережье, рассказывая друг другу разные истории. Один из рассказчиков, эмоционально жестикулируя, показывал, какая большая рыба у него сорвалась с крючка. В какой-то момент он случайно задел рукой поднос, на котором стоял чайник, а чайник, в свою очередь, выплеснул свое содержимое на выбеленную стену, оставив на ней уродливые коричневые пятна.
Хозяин гостиницы внимательно осмотрел пятна и вздохнул:
- Придется красить всю стену.
- Может, и не придется, - сказал приезжий, - позвольте, я поработаю над этим.
Поскольку хозяину было нечего терять, он согласился. Тот человек вытащил из своего сундучка карандаши, кисти, несколько тюбиков льняных красок и пигмент. Он обрисовал контуры пятен, наложил краску на тени и при помощи красок начал превращение пятен от чая в образ. И вот образ стал вырисовываться все четче и четче. Наконец, все увидели оленя с огромными, ветвистыми рогами. Под получившейся картиной человек написал свое имя, заплатил за обед и ушел. Это был сэр Эдвин Ландсир, знаменитый художник дикой природы.
В его умелых руках ошибка превратилась в шедевр.

Падения, ошибки, неосторожные движения, проступки, нарушение Божьих заповедей – все это есть и в нашей жизни. Но Господь покрывает Своей милостью наше несовершенство… и пишет прекрасные картины там, где, по-человечески уже сделать ничего нельзя.
Бог был милостив в Давиду. Соломон, родившийся от Вирсавии, с которой согрешил Давид, воздвиг храм. От Соломона также произошел Иосиф, муж Марии. Вот что делает милость с грехами. И это не все. Недавно один брат подсказал мне, что Мария, родившая Иисуса, произошла от другого сына Вирсавии, Нафана (Лк. 3:31; 1 Цар. 3:5). Бог явил великую милость. Но великим было и покаяние Давида, о котором он пишет в 31 псалме.

1. Грех и покаяние Давида
Этот псалом называют покаянным. Такое название соответствует содержанию псалма; здесь изложена история покаяния: грех, попытка скрыть его, мучения совести, покаяние, радость прощения.
И этот псалом близок нам, потому что мы сопровождаем автора в пути греха и соучаствуем в сокрытии прегрешений (что скрывать). Но следуем ли ему в покаянии?
И этот Псалом дает надежду всем согрешающим, а, значит всем нам. Блаженство прощения можно получить независимо от величины и рода греха. Слова беззаконие, грех и преступление, употребленные в этом псалме для обозначения понятия «грех», охватывают весь спектр грехов: неуважение к Богу, бездействие, восстание против Бога, отступничество, нарушение Его заповедей. Но Писание убеждает, что милости Божией более чем достаточно, чтобы простить все грехи.
Предполагается, что основной причиной написания псалма послужила история с Вирсавией. Давид совершил «зло в очах Господних» (2 Цар. 11:27), нарушил, по меньшей мере, три заповеди: «не желай жены ближнего твоего», «не прелюбодействуй», «не убивай». И мучения совести не давали Давиду покоя. «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего, свежесть моя исчезла как в летнюю засуху...», - жалуется он.

А если совесть не мучает? Если кости не обветшали и свежесть не исчезла? (см. Пс. 72). Если человек спокойно спит после соделанного греха, значит ли это, что все в порядке?
Один человек написал в налоговую полицию: «Я не мог спать, т.к. при составлении последнего финансового отчета преднамеренно дал ложные сведения о своих доходах. Прилагаю чек в 150 долларов, но если я и далее не смогу спать, перешлю вам остаток».
Многие грешники спят очень даже спокойно. И ничего удивительного в этом нет. Ведь «омертветь у человека может не только кожа на пятках, но и сердце. Если больной зуб лечить анальгетиками, он действительно перестанет болеть, но в конце концов умрет, сгниет и развалится. С болезнями души происходит нечто подобное. Постоянным совершением зла можно довести свою душу до такого состояния, когда она перестает болеть просто потому, что там уже и болеть нечему…»
Но это уже серьезная духовная проблема. И опасное психическое отклонение! Люди, совесть которых спит, у кого нет способности к раскаянию, является угрозой для основной части населения планеты, словно несущаяся на огромной скорости машина, у которой отказали тормоза.

Что же делать, когда грех совершен?
Есть много человеческих попыток разрешения проблемы. Часто мы подражаем лисице из известной басни Эзопа. Когда она пробегала мимо виноградника, ей захотелось попробовать винограду. И она попыталась достать хотя бы одну спелую и аппетитную гроздь, но не смогла. Слишком высоко. И лисица, чтобы успокоить себя, сказала в сердце: «Пожалуй, виноград еще зеленый. Не стоит трудиться».
Мы по-своему объясняем свои грехи. «Это случайность». «Мои искушения – самые сильные». «Я живу в невыносимых условиях». «Моя семья самая сложная». «Я просто человек». «У меня такой трудный характер». Принимайте меня таким, какой я есть.
Давид тоже мог бы оправдать себя. Один человек написал комментарий к 50 псалму (также покаянному псалму Давида). Он представил, как бы современная психология «помогала» Давиду в преодолении чувства вины.

Меня зовут Давид. Однажды я совершил прелюбодеяние, убил и солгал. Сначала я покаялся, а потом, почитав некоторых психологов, понял, что поторопился брать на себя ответственность за свою слабость. Не только я виноват. Дело в том, что я вырос в нездоровой семье, где мной понукали и пренебрегали. Старшие братья лишали меня любви, говорили, что у меня злое сердце и что я высокомерен. Когда дедушка Самуил пришел к нам выбирать царя, отец обо мне даже не вспомнил. Представляете, какой у меня после этого должна быть самооценка! Мне всего надо было добиваться кулаками, а поскольку вокруг были, в основном, медведи да львы, приходилось их душить и рвать им пасти. Кстати, меня заставляли пасти овец, при том, что парень я был храбрый, воинственный, смышленый и красиво играл на гитаре.
В юношестве мне пришлось испытать предательство собственного царя. Два раза он меня чуть не прибил копьем к стене, потом я по всей стране несколько лет бегал от него как олень, прячась по норам. Это причинило мне много боли, травм и сформировало синдром жертвы и повлияло на мою самооценку.
Я пролил много крови. Убивать начал рано, потому что Бог поместил меня в такую среду, где надо было выживать, и первому из людей не повезло Голиафу… Потом я потерял лучшего и единственного друга. Это было просто море боли. Позже я стал царем и испытывал постоянное напряжение. Не удивительно, что иногда приходилось и грешить… Другие на моем месте поступили бы гораздо хуже.

Давид обратился к Богу с молитвой о прощении и испытал великую радость освобождения.
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха..
Бог прощает беззакония, т.е. Он снимает бремя греха.
Бог покрывает грехи. Они уже не мозолят глаза, не стоят перед глазами.
Бог не вменяет грехи. Это слово - из судебной практики. Вменить значит вспомнить и возбудить преследование. Бог помнит наши грехи. Но Он не напоминает о них, не наказывает за них.
Упасть может каждый, но «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8:4). Разве губит грешника величина грехов, или все-таки нераскаянное сердце? Разве нельзя, зная о Божьем милосердии, оставить грех у креста?
Проблема в том, что мы порой уделяем слишком много внимания греху. Намного больше, чем Христу. Кто-то призывает даже исследовать родословные в поисках грехов, заниматься самоанализом, копаться в грехах. Но, поступая таким образом, мы только сильнее привяжемся ко греху. Внимание нужно обращать на Господа, Его милость, на победу над грехом… И, забывая заднее, простираться вперед.
Одна женщина все время рассказывала, что она регулярно общается с Иисусом. А молодого пастора мучил один старый грех. И, поскольку он скептически относился к ее рассказам, однажды попросил ее узнать у Господа о своем грехе, чтобы проверить ее.
В следующее воскресенье он спросил женщину:
– Ну как, Вы общались с Господом?
– О да!
– А Вы узнали что-либо о моем грехе, спросили у Господа, что я сделал?
– Да.
– И что Господь сказал?
– О, он ответил, что забыл о Вашем грехе.

Мы не можем простить себя, потому что считаем себя святее Бога, думаем, что относится ко греху серьезнее, чем Он. А Господь, великий в Своей святости, в то же время и милостив, очень милостив. Он прощает все грехи, хотя шрамы греха могут еще долго напоминать о грехе. Кто-то сказал: «Бог прощает наши грехи, но наше тело – никогда». Но последствия греха могут сопровождать нас всю жизнь, и, тем не менее, мы можем радоваться Божьему прощению. Давид тоже страдал от последствия своих грехов. Умер сын, рожденный от Вирсавии. Обесчещена дочь Фамарь. Сын Аммон был умерщвлен. Авессалом воссал. Господь сказал: «Не отступит меч от дома твоего» (2 Цар. 21:10). И все же Давид был прощен. Потому что Христос в умер за грехи Давида и, благодаря будущей жертве Христа, Давид был прощен. А мы получаем прощение благодаря жертве Христа, принесенной в прошлом.

2. Наше покаяние
Давид получил прощение после исповедания грехов. Он сделал это не сразу. Прошло, может быть, десять месяцев. Ведь Давид был царем! Представьте себе, как нелегко каяться царю. (Все равно, что, скажем, пресвитеру большой церкви). Давид, как и мы, хотел получить прощение без исповедания. Но в конце концов он открыл свой грех, не скрыл беззакония и исповедовал преступления. Его покаяние было всеобъемлющим, не так как один человек, который признался: «Я украл кусок веревки». Он умолчал о том, что к концу веревки был привязан теленок.
Что мы исповедуем? Видим ли мы весь грех? Сознаем ли свою великую греховность в полной мере? Понимаем ли, как ужасен любой грех?

Размышляя о покаянии Давида, мы думаем о своем исповедании. Здесь надо отметить, что, говоря о верующем, мы рассматриваем два аспекта покаяния. Первое, это покаяние, в результате которого мы приходим к Богу. Греческое слово метоноео, которым наиболее часто передается значение слова «покаяться», означает перемену образа мышления, которая ведет к перемене в поведении (Мф. 3:2; Мк. 1:15). Другие близкие слова означают перемену в сердце и перемену образа жизни (Мф. 21:29, 32; Евр. 7:21; Мф. 3:8; 9:13; Деян. 20:21). Еврейское слово шув буквально означает поворачиваться, обращаться (см. 3 Цар. 8:47; Иез. 14:6, 18:30; Иона 3:9). Муди сказал: «Человек рождается спиной к Богу. Когда он кается, он поворачивается к Нему лицом». Кающийся порывает с прошлой греховной жизнью и начинает новую жизнь во Христе Иисусе. Кающийся сознательно переходит с широкого пути греховной жизни на узкий святой путь спасения (Мф. 7:13-14).

Переживание грехов и покаяние Давида, судя по его псалмам, было весьма эмоциональным. Такое не обязательно бывает у каждого человека. Процесс может быть более спокойным, но, тем не менее, глубоким. Бог действует по-разному. Нельзя требовать от всех одинаковой эмоциональной реакции на Евангелие. Нельзя утверждать, что, если обращение было более ярким, эмоциональным, оно имеет большую ценность. Многое зависит как от жизни до покаяния, так и от психологических особенностей человека, даже его национальности.
Более того, мы осторожно относимся к эмоциям, ибо суть покаяния не в эмоциях, а в перемене мышления и поведения. Под влиянием эмоций проповедник может «покаяться» после проповеди, на 90% не имеющей отношения к Библии. Но произошли ли реальные изменения? Те, о которых писал апостол Павел. «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:9-10). Есть ли обращение от мертвых дел? Участвует ли человек в служении? Ожидает ли он пришествия нашего Господа? Угрызения совести, самобичевания, сожаления о грехе, даже слез – мало. В то же время плохо, когда нет печали о грехе, когда осознание греха не вызывает никаких чувств. Поэтому надо больше размышлять над строками Священного Писания, чтобы видеть глубину своей греховности, надо просить Бога показать реальность нашего греха, размышлять о том, что именно наш грех пригвоздил ко кресту Сына Божьего.

Процесс покаяния может растянуться во времени. Например, человек может покаяться уже в детстве. Плохо ли это? Один брат заметил: «Если каются дети – хорошо. Плохо, раз если не каются». Но дети тоже моет приходить на своем детском уровне к Богу, и им не надо препятствовать. Ярл Пейсти свидетельствовал: «В 7-8 лет я горькими слезами плакал о грехе. А потом уже окончательно покаялся в 14 лет».
К покаянию нельзя относиться легкомысленно. Кто-то заметил: «Последствия обращения весьма серьезны, и потому с ним нельзя торопиться; оно обладает огромной силой, и потому его нельзя провоцировать; в нем мы имеем дело с Богом и душой человека, и потому его нельзя планировать; оно имеет огромное влияние на жизнь и судьбу, и потому его никогда нельзя стимулировать». В покаянии нужно больше инициативы предоставлять Богу, ибо это – Его дело. (Об этом всегда думают организаторы массовых евангелизаций и проповедники, призывающие к покаянию).

Кроме покаяния, связанного с уверованием в Бога, можно говорить о покаянии как образе жизни. В сущности, мы каемся каждый день.
Одного художника попросили написать текст для евангелизационного собрания: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Он сделал небольшую ошибку и написал: «Покайтесь и верующие в Евангелие». Пожалуй, это имеет смысл. «У каждого из нас есть что-то тайное, связанное с нашими руками». Или мыслями. Словами. Просто никто не знает наших грехов. Только Бог и мы. И, поскольку все мы так или иначе согрешаем, покаяние становится образом жизни. Это не какой-то момент; это часть наших взаимоотношений с Богом; это непрерывный процесс. Таким образом мы идем путем прощения.
Не обязательно каждый раз каяться на виду у всех людей, хотя, если грех стал известен церкви, и каяться нужно принародно. Но, сознавая свое несовершенство, мы каждый день изливаем чувства пред Господом, исповедуем грехи, беззакония и преступления, а затем славим за прощение.
Часто уже после прощения мы вспоминаем о своих грехах и сомневаемся в прощении. Это работа дьявола. Мне очень помогла мысль одного пастора. Он заметил: «Дух Божий обличает нас во грехах для того, чтобы мы покаялись и получили прощение. Сатана напоминает о грехе после того, как Бог простил нас».
Повторю мысль иначе. Работа Духа Святого – обвинять нас во грехе, чтобы вызвать покаяние. Когда мы исповедаем грехи, работа Духа Святого заканчивается. Но потом сатана начинает свою работу и обвиняет нас в тех же грехах. Не надо слушать его, унывать и снова и снова каяться в одном и том же грехе. Бог слышит нас с первого раза и прощает, как только мы приходим к Нему.

Давид испытал радость прощения и возвеселился. Он согрешил, но не впал в отчаяние. Он исповедал свои грехи Богу. И душа освободилась от бремени. Теперь он поет Господу хвалебную песнь:
Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя. Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Пс. 44:1-2, 14, 18, 19).
Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему (Пс. 39:2-4)
.