19 декабря. Без комментариев

Дата: 19-01-2011 13:28  
Несколько мыслей вдогонку известным событиям, завершившим 2010 г. Хотя, правда, самым известным событием конца года стало празднование рождения Господа нашего Иисуса Христа, но мы настолько увлеклись политикой, что происходящее в духовной сфере едва не ушло в тень; площадь заслонила собой ясли. Вопрос, который мы поднимаем в данной статье, касается нашей реакции на происшедшее: Что нам делать после случившегося? Не настало ли время для обличения и осуждения? Не пора ли возвысить голос (разумеется, за правду)?
Полагаю, однако, что позиция "без комментариев" тоже имеет основание. Серьезное основание. В принципе, так поступали Христос и апостолы. Я имею в виду, например, случай, записанный в 13 главе Евангелия от Луки. Иисусу рассказали о величайшем преступлении Пилата. Это похуже того, что произошло у Дома Правительства. Пилат смешал кровь некоторых Галилеян с жертвами их. Может, надо организовать выступление против Пилата? Может, надо произнести специальную проповедь о злодеяниях прокуратора? - Христос смотрит глубже. Как бы ни был ужасен этот поступок - это только деталь картины, и, увлекшись деревьями, можно не увидеть леса. "Мир во зле лежит", и, более того, зло это царствует в сердцах (в том числе в сердцах тех, кто обращается к Иисусу с вопросом). Поэтому Христос призывает обратить внимание на что-то гораздо более важное - состояние своего сердца. Он призывает (в этом случае не Пилата, а окружающих Его) к покаянию.
Вспомним апостола Павла и мир, в котором он благовествовал. Разве римские власти убивали мало людей? Тысячи заканчивали жизнь на крестах! И всегда ли суд был справедливым? Вспомним самого апостола и других учеников Христа, безвинно убиенных. Почему же апостол Павел не дает оценку поведению правителя? - У него просто нет времени, чтобы комментировать каждое зло очередного кесаря (который был - и не стало его), прокуратора или проконсула. Нужно проповедовать благую весть, которая будет менять сердца людей, которая будет решать проблему не на поверхности, а в корне (и ведь в долговременном плане апостол выиграл). Кстати, "отделенные" (МСЦЕХБ) также воздерживаются от всякого участия в политической жизни. Они не делают никаких заявлений, связанных с борьбой за власть, но не думаю, что кто-то может обвинить их в том, что они поддерживают власть (в политическом смысле).
В подобных оценках важную роль могут играть политические соображения, та же забота о репутации. Мы на всю страну возвышаем голос, говоря именно об одном грехе (и что здесь на первом месте: грехи или политика?), но каждый день молчим, видя и слыша дела безоконные вокруг нас, потому что на этом не сделаешь себе имя. Может быть, для нас более важно осудить грех соседа по площадке? Один на один.
Конечно, мы живем в других условиях, и возможны разные применения библейского призыва к социальной справедливости (можно ведь еще вспомнить и некоторых пророков, которые смело обличали власть имущих; можно вспомнить часто противоположные подходы к этому вопросу в истории братства). Но для нас это, скорее, вопрос не отношения церкви к государству, а вопрос понимания своей социальной ответственности каждым христианином как гражданином определенного государства, гражданином, который заботиться о благосостоянии своего города и страны, гражданином, который, участвуя в каких-то политических процессах (выборы, например), тем самым выполняет евангельский наказ о повиновении властям. Но даже если речь идет не о церкви, а отдельном верующем, все же здесь требуется особая осторожность.
Во-первых, нельзя допустить, чтобы политики и СМИ манипулировали нами (не важно, идет ли речь об официальной или оппозиционной прессе, каналах НТВ или CNN (знаете ли вы, кто за этим стоит?). Во-вторых, мы можем перепутать главное и второстепенное, и данные нам силы и время на проповедь евангелия и служение Богу и людям потратить на политику, установление нового социального или морального порядка, изменение государственных институтов предпочесть изменению людей. ("Хочешь действительно изменить мир - создай еще одну церковь" - мудро замечено). В-третьих, никогда не надо забывать, что мир лежит во зле и другим он не станет. А "самая радикальная революция может противопоставить существующему лишь существующее". (Читай замечательное произведение Оруэлла «Скотный двор»).
Вернемся к Иисусу. Он избрал ненасильственный путь покорности властям, но тем самым разрушил их господство. Так что эти власти нам уже не страшны, какими бы ни были: хорошими, очень хорошими или деструктивными и жестокими. Сознавая кратковременный и призрачный характер любого земного правительства ("ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше", - спокойно отвечает Он Пилату), Иисус концентрируется на строительстве духовного царства (и именно потому Он становится врагом власти).
А что же нам делать? – То же, что всегда делала (или должна делать) церковь. То, что делали еще апостолы: 1) Проповедовать благую весть об Иисусе Христе, распятом, воскресшем и вновь грядущем и 2) Служить нуждающимся всеми возможными способами (Мф. 25:31-46 – один из незаслуженно забытых текстов).