Палата №5: Опыт перенесения кратковременных легких страданий

Дата: 19-01-2011 13:43  
Недавно Господь посетил меня. Все случилось, как в известной фразе: «Упал, очнулся, гипс». До заветных ворот консульского отдела посольства Германии, где шестого января в четверг собирался открывать визу, не дошел метров пятнадцать. Рентген показал: закрытый перелом обеих лодыжек, заднего края большой берцовой кости правой голени со смещением. Врачи попробовали вправить кости, однако, проснувшись после общего наркоза, я узнал, что попытка не удалась. Поскольку три следующих дня больница праздновала Рождество Христово и день седьмой, больные находились в покое, а операцию сделали только в среду. А как же планы: поездки, участие в собраниях и коллоквиуме, начало семестра в семинарии, многочисленные встречи? Что ж, «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Нужно быть открытым к изменению планов в любое время. (И еще, надо всегда надевать чистые носки. Не знаешь, в какой момент тебя будут раздевать в больнице).

Когда попадаешь в больницу, этот храм XXI века, в котором бесчисленные жрецы в белых халатах производят над людьми таинственные священнодействия, сразу вспоминаешь известный стих: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Все ли? А это уже зависит от нас. Время болезни может стать временем благословения, если мы будем принимать то, что происходит в жизни, как от Господа. Вопрос в том, действительно ли мы верим в Суверенного Бога, Бога, без воли Которого даже волос с головы не упадет, а тем более, не сломается лодыжка!

Какую благословения мы получаем, в бессилии день за днем лежа на постели?
Человек «вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов 33:19). А. Савченко, наверное, на основании своего опыта, наставляет:
Коль ушибся - ропот не к лицу.
В сердце должен водвориться мир.
Наказав строптивую овцу,
Бог меня тем самым вразумил.
Слава Богу, что не так Он строг,
как того заслуживаю я.
Он мне добрый преподал урок,
чтоб я тверже в истине стоял.

Надеюсь, перелом чудным образом позволит мне тверже стоять в истине.
Господь допускает гипс и костыли, чтобы, остановившись в суете и круговерти жизни, мы могли правильно оценить себя. Попадая в больницу, понимаешь, что не ты управляешь вселенной. За окном так же падает снег, так же восходит и заходит солнце, и без тебя проходят запланированные мероприятия. Потому что «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется» (Пс. 92:1). И ничего не изменится от того, что у тебя нет доступа к Интернету. (Оказывается, можно прожить неделю без Интернета и одиннадцатичасового кофе).

Господь допускает такие моменты, чтобы мы поразмыслили о бренности жизни. «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Жизнь коротка и насыщена болезнями; плоть наша слаба и уязвима. Крепкие, спортивного телосложения, только вчера более чем уверенные в себе мужчины просто лежат. Пластом. И хрупкие санитарки выносят из-под них отходы жизнедеятельности. Невольно вспомнишь Иова: «Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?» (6:12).

Господь допускает болезни, чтобы мы нашли время послушать Его, помолиться и почитать Библию. Действительно, Библия – лучшее чтение в таких ситуациях. Здесь сразу чувствуешь, что другие книги не отличаются такой глубиной и силой. Разве не замечателен вот этот текст из книги Откровения? «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). И молиться есть время, так что можно основательно пройтись по своему молитвенному списку.

Господь дает время для свидетельства. Рядом лежат люди, которым уже некуда торопиться, и, хотя не многие настроены на общение, за несколько дней можно что-то сказать о Господе и вере в Него.
К сожалению, не все с радостью воспринимают Слово (может быть, потому, что травмы эти не к смерти?) Один (видно, жизнь не очень-то удалась) испытывает некоторое недовольство или даже цинизм по отношению к Богу, и, читая о том, что «Бог знает твои страданиях», криво улыбается. Сложно преодолеть этот барьер словами; дела любви, возможно, помогли бы разбить стену. (Но, выписываясь, мужчина забрал с собой брошюрки с текстами Библии и размышлениями о страданиях).
Другой пациент более успешен в жизни. У него, видно, неплохие отношения в семье. Он в целом доволен жизнью и довольно положительно настроен по отношению к Богу. Он может позволить Богу существовать, только бы Господь не сильно вмешивался в Его жизнь.

Третий (уже пожилой мужчина) настроен равнодушно. Он с большей охотой читает «Комсомольскую правду», но вникать в Слово большого желания не имеет. Вообще, в очередной раз поразила потрясающая библейская безграмотность. Нельзя сказать, чтобы люди считали себя совсем уж неверующими (может, в этом и проблема), но так мало желания читать Библию. При этом один из лежащих пьет «освященную воду», которую друг привез из Жирович. Такой способ – благословение из бутылки – удобнее.
Все же верю, Слово не возвращается тщетным. Кроме того, повлияют на людей и посещения братьев и сестер (для некоторых такие отношения – новость) и их молитвы. Но для плодотворного свидетельства надо развивать отношения, надо дружить, надо помогать людям, т.е. надо прежде всего дружить с теми, кто рядом, развивать социальную работу.

Господь дает время для отдыха. В обычном состоянии, если позволишь себе час отдохнуть, начинает мучить совесть. Здесь (а потом дома) ты должен отдыхать. За все время, когда нарушал день субботний. (Правда, работу можно взять с собой и в больницу, что я и сделал. А сотрудники семинарии привезли специальную подставку для работы в лежачем положении, чтобы не слишком расслаблялся. Так что много писем и статей было написано, много звонков сделано, много решений принято, но все же это не сравнить с темпом обычной жизни. Кроме того, умеренная нагрузка ведь полезна для выздоровления. Без работы станет хуже).

Господь посылает болезни, чтобы, пройдя через трудности, мы лучше понимали других, и в нужное время помогли, утешили страждущих. Один брат, имеющий хроническую болезнь, позвонил и, когда узнал, что я в больнице, заметил: «О, теперь Вы меня понимаете». Пожалуй, мы иногда уподобляемся жалким утешителям Иова, и наши слова так же ветрены, как слова Елифаза, Вилдада и Софара (Иов 16:2-3). Но, пройдя через испытания, мы в опыте сближаемся с нашими братьями и сестрами, и наши слова утешения звучат весомее.

А еще Господь допускает болезни, чтобы другие люди могли проявить милосердие делом и словом. О, сколько братьев и сестер, благодаря этому случаю, смогли проявить свой христианский характер, уподобляясь доброму самарянину! Не будь этой травмы, некоторые, возможно, не сделали бы за эти две недели ни одного серьезного доброго дела, а так посещение больного вменится им, как будто бы они посетили Самого Христа (Мф. 25:31-46). Много добрых пожеланий выслушал за это время, много звонков со словами ободрения и обещаниями молиться. Один брат уделил время и привез ко мне жену и детей. Потом это сделал еще один брат, потом еще один, и еще… (Еще несколько стояли в очереди). Иные посещали (не с пустыми руками, хотя тут тоже нужна мудрость, чтобы не принести слишком много). Церкви усиленно молились. Разве Господь не благословляет, когда церкви молятся? – Да и аминь! Исследования свидетельствую, что те, за кого молятся, в среднем выздоравливают лучше и быстрее. Ведь молитва открывает двери для действия общей оздоровляющей благодати Божией.

Врачи, медсестры и санитарки шестой больницы г. Минска проявили немалое человеколюбие, добросовестно выполняя свой долг. Опытный врач со всем усердием и ответственностью сделал операцию: кости надежно скрепила пластина и семь шурупов (семь – хорошее число, не так ли?).

Мы всегда с благодарностью принимаем заботу врачей и без смущения пользуемся всеми благами медицины. Есть верующие, которые пренебрегают лечением, считая это плотским занятием, но библейское учение не имеет ничего общего с такой «духовностью». Мнение опытного душепопечителя Рона Харриса очень уместно в данном случае. Вот что он пишет в своей книге «Катехизис для душепопечителей»:

7.8. Как мне следует относиться к медицинскому лечению, когда я страдаю физическим недугом?

Ответ [читайте не спеша!]: Мне надлежит помнить о том, что над всеми врачами земными стоит Небесный Врач. Находясь под полной опекой руководителей церкви, мне следует применять медицинские препараты для успешного (снятия внешних проявлений) лечения физической болезни, однако при этом я должен просить Бога завершить во мне труд внутреннего обновления. Всякое лекарство, помогающее совершать духовный труд Божий, является огромной поддержкой, благодаря которой внешний человек способствует духовному возрастанию внутреннего человека. Я осознаю, что Бог освящает внутреннего человека и исцеляет внешнего, и Ему угодно действовать посредством и душепопечителей, и врачей, которые суть Его благословенные орудия. Пр. 18:15; 2 Пар. 16:12; Иак. 5:16; Иов 6:12; 2 Кор. 4:16; Пр. 17:22.

Со своей стороны добавлю, что сродни пренебрежению и увлечение лечением. Я, например, не мазохист, но, насколько это возможно, воздерживаюсь от лекарств, и, пока можно терпеть, их не принимаю. (Впрочем, решение этого вопроса во многом зависит от индивидуальных особенностей больного и характера болезни). До сих пор твердо убежден, что старые деревенские народные методы лечения многих болезней намного эффективнее современных таблеток, которые в больших количествах прописывают иные врачи. (Производство медикаментов – большой бизнес).

И еще, в болезни христианин думает не только о выздоровлении тела, но и обновлении духа. Снова цитирую Рона Харриса:
7.10. Почему искать освобождения от болезни, не трудясь над своим сердцем, является опасным занятием?

Ответ [читайте не спеша]: Стремясь избавиться от симптомов физической болезни и при этом пренебрегая возможной духовной причиной заболевания, я могу навлечь на себя гнев Льва из колена Иуды. Если ради исцеления от физических недугов и душевных ран я прибегаю к дозволенным мне средствам исцеления, но при этом стремлюсь избавиться только лишь от внешних проявлений болезни, - то в результате мне следует ожидать лишь более строгого и сурового осуждения. Если Бог поражает моего внешнего человека, дабы обратиться к внутреннему, то все мои попытки избавиться от болезни будут напрасны до тех пор, пока во мне не будет завершен Его духовный труд. Когда Бог обличает мою совесть через физическое страдание, или закаляет мою веру через это испытание, только Он и может дать мне истинное утешение. Ос. 6:1-3; 1 Кор. 11:30; Пс. 37:4-6; Ис. 9:13; Иов 12:14; Мк. 5:26.

В переживаниях мы устремляемся духом к Господу, нашему Небесному Врачу и Целителю, Тому, Кто подкрепляет нас в немощах наших (Рим. 8:26-28). Хотя нам бывает трудно понять, почему приходится страдать, трудно согласиться с апостолом Павлом, который называет страдания «кратковременными» и «легкими» (2 Кор. 4:17), но верой соглашаемся, что таким путем Бог ведет в вечную славу. И Ему не безразличны наши заболевания, переломы, давление, закупорки сосудов, хронические головные боли и многое другое. Он знает, что такое страдания, и нас оживляет. В том числе через руки врачей, через лекарства. Но особенно Он укрепляет тело, укрепляя дух (Он укреплял и мой дух). Да, «унылый дух сушит кости» (Прит. 17:22), а бодрый, здоровый дух – сильное средство восстановления.

Ученые с каждым годом находят все больше и больше подтверждений тесной связи между душой и телом. Они на практике видят, как надежда способна живить, исцелять. Результаты одного исследования показали, что потеря надежды более чем на 300 процентов увеличивает возможность летального исхода. Т.е. потеря надежды предопределяет смерть пациента в большей степени, чем любой другой медицинский фактор риска, включая артериальное давление, количество перенесенных сердечных приступов или уровень холестерина в крови. Как заметил Джон Ортберг, лучше с надеждой питаться мучным и сладким, чем с отчаянием поглощать капусту и морковку. Поэтому сегодня духовность называют незаслуженно забытым методом лечения.
Что ж, об этом говорит Слово Божие. «Страх Господен прибавляет дней» (Пр. 10:27). Поэтому в трудностях и переживаниях будем прибегать к Господу, будем в Нем обретать надежду, и как Его волю будем принимать болезни и страдания. Будем помнить также, что не всегда наше исцеление (или полное исцеление) входит в Его планы (2 Кор. 12:7-9; 1 Тим. 5:23). И пусть Господь прославляется в наших радостях и печалях.