«Последние слова Давида»

1 Пар. 29:10-12
Дата: 04-11-2011 10:35  
И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все (1 Пар. 29:10-12).

Мы многому можем научиться, читая о подвигах Давида, размышляя о его отношениях с Самуилом и Саулом, Ионафаном и Иоавом, Мелхолой и Вирсавией, Амноном и Авессаломом, Мемфивосфеем и Ахитофелом. Но еще больше благословений мы можем получить, читая об отношениях Давида с Богом, отношениях, в которые вплетены грех и покаяние, отчаяние и надежда, сомнение и хвала, вина и благодать. Поэтому так дороги нам псалмы-молитвы Давида, в которых раскрываются его отношения с Богом.

Давид вообще много внимания уделял Богу, постоянно размышлял о Боге.
К сожалению, сегодня размышление не занимает много места в нашей жизни. Не потому, что так озабочены служением благовестия и милосердия. Наши умы заняты порой совсем уж незначительными вещами, а то и вредными. Проведенное несколько лет тому назад исследование в Америке показало, что за время, проведенное перед телевизором в течение года, можно было бы прочитать Библию минимум 15 раз. Сегодня больше времени отнимает Интернет, социальные сети, разные виды связи. В результате, мы мало размышляем о Боге, и удивляемся тому, как много слов находит Давид, чтобы описать Бога, чтобы рассказать о Его милости, чтобы возвеличить Его за спасение, чтобы порадоваться Его заповедям:

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! (Пс. 8:2).
Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102:12-13).
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота (Пс. 18:9-10).

Но так говорить о Боге можно, когда Бог реален, когда Он действует в жизни, когда с Ним проводишь много времени… Что и верно в отношении Давида. Пожалуй, он согласился бы с современным поэтом.

Но для меня жив вечно Бог!
Я вижу, чувствую Его,
Я знаю Бога моего!
Во тьме, в тоске, кругом ни зги...
Я слышу мощные шаги
Его могучих ног!

Он ходит по земле со мной,
Его я руку узнаю,
Когда дрожащую мою
В Свою Он твердую берет,
Когда ласкает, когда бьет...
Он жив, Он мой!

Не умер Вечносущий Бог!
Огонь в груди моей горит
И мне о Боге говорит,
И всеми фибрами души
Я с Ним как в буре, так в тиши
У Его ног.

Давид много размышлял о Боге и Его законе. Это верно и в отношении последних слов Давида, на которые я хочу обратить ваше благочестивое внимание. Мы будем говорить о последнем пророчестве Давида, последнем наставлении народу и Соломону, последней молитве и последней песне царя (но это не последняя проповедь о Давиде). В них Давид говорит о самом ценном, дорогом. Чем старше мы становимся, тем больше внимания уделяем тому, что действительно важно, не так ли? Как говорил Честертон, с возрастом меня все меньше волнуют выборы, и все больше я думаю об Армагеддоне.

1. Последние слова Давида
Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте (2 Цар. 23:1-7).

Эти слова не являются последними словами царя вообще. Их можно рассматривать как «наследие» Давида, мысли, которые он оставляет своим потомкам.

В этом тексте Давид пророчески говорит о Господе, царе-Мессии, Который принесет совершенный мир. Наследники Давида не будут совершенными, нет, но придет совершенный потомок, Сын Давида. Его правление подобно утреннему рассвету и сиянию после дождя. Это не ослепительная полудненная жара тропиков, не стремительные и бурные ливни, от которых страдают целые страны, а дружелюбный утренний рассвет и мягкое тепло после грозы.
К сожалению, земное правление, руководство царей земных мы не можем сравнить с восходом солнца или сиянием после дождя. Оно часто или сжигает, высушивает, или заливает неудержимыми потоками, но благодать Господня животворит, укрепляет, спасает, и, в то же время, выжигает нечестие, уничтожает его.

Особое внимание в последних словах Давид обращает на завет (это для него действительно ценно).
Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный (23:5).
Он (Господь!) положил завет вечный. И этот договор или завет Он заключил в том числе и со мной. Там, в документе, стоит мое имя.

А на какое время Господь заключил завет? Давид говорит о завете вечном. В Новом Завете сказано о жизни вечной, наследии вечном, искуплении вечном, а в Евр. 13:20 о завете вечном. Я обычно заключаю договоры с сотрудниками на год, а потом продлеваю. Господь заключает завет вечный. Рискованное предприятие, учитывая, что я несовершенен. Как и вы.
Хорошо иметь на руках вечный договор.
Недавно я заполнял для банка один документ, и нужно было отметить срок, на который у меня заключен договор в семинарии. Оказалось, мой тип устройства (поскольку со мной договор не заключали, а просто назначили) называется «бессрочным». Ну, это не значит, что у меня гарантия на всю жизнь; совет назначил – совет может снять в любое время. Но все-таки приятно читать, что договор бессрочный. А вечный – сильнее, лучше, надежнее. Тем более, что этот завет или договор скреплен Кровию Господа нашего Иисуса Христа (Евр. 13:20). Можно ли найти печать надежнее?

Разве не должны мы день и ночь благодарить нашего Господа Иисуса Христа за спасение? Разве не должны мы служить Ему день и ночь? Разве не должны дорожить и ценить этим заветом?

2. Последнее наставление Соломону
И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда (1 Пар. 28:9).

Самое важное, что может пожелать Давид Соломону (и мы можем пожелать своим детям) – знать Бога, искать Его, служить Ему.
К сожалению, мы стали довольно прагматичными. Родители вкладывают в детей большие деньги, чтобы они получили достойное образование, нашли хорошую работу, сделали карьеру. Мы заботимся об их материальном благополучии («у нас не было – но пусть у ребенка будет все»). Мы развиваем их способности, вкладываем в обучение, чтобы ребенок был «конкурентноспособным», но область духовных интересов смещается на периферию общественной жизни. Не многие верующие родители побуждают своих детей к пасторскому или миссионерскому служению. Если о служении и говорится, то его должно быть в меру, чтобы жить не мешало или приносило какие-то блага. Пусть ребенок поет в хоре, идет в посещение, только бы не шатался по городу или не сидел в Интернете.

А если служение потребует жертв? Не только материальных. Готовы ли мы пожертвовать детьми для служения? Как мать Самуила? Готовы ли благословить, если сын или дочь уедут в качестве миссионера на Крайний север (или в отдаленный райцентр Гомельской области)?

Давид знал: если Бог будет занимать первое место в жизни детей, тогда они будут действительно счастливыми. Если человек будет искать прежде всего царства Божия - остальное приложится. Когда мы Богу отдаем – Он возвращает «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною» (Лк. 6:38). Речь не только или не просто о материальных благах. Бог вознаграждает в разных сферах. Например, Честертон заметил: «Лишь когда один день недели отдали Богу, оказалось, что человек может отдохнуть раз в неделю».

Но в последних словах Давида звучат странные нотки. Его пожелания Соломону смущают нас:
Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: `я не умерщвлю тебя мечом'. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю (3 Цар. 2:5-6, 8-9).

Давид просит Соломона наказать Иоава и Семея. Пожелание выражено в образной восточной форме: «не отпусти седину их мирно в преисподнюю». Если проще, то «казни их». Не слишком ли жестоко? Неужели нельзя на смертном одре простить всех?
Возможно, здесь проявилась в какой-то степени слабость человеческая. Все-таки Давид – не Сын Давидов, Который, умирая на кресте прощал Своих гонителей. (И мы стремимся уподобиться не Давиду, а Сыну Давидову, Иисусу Христу).
Но на слова Давида можно посмотреть и с другой стороны. Скорее, это не выражение мстительности, ненависти, злорадства. Давид никогда не отличался мстительностью. Но Иоав согрешил, пролив невинную кровь, и тем самым навел позор на Израиля. Амессай и Авенир были убиты после войны, став жертвой зависти и мести, поэтому Иоав должен быть наказан как убийца. Этого требовал закон (Вт. 19:11-13), и Давид был виноват в том, что не осуществил правосудие раньше. Может, он побаивался Иоава? Помните, что он говорили после убийства Авенира:
Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его! (2 Цар. 3:39).
Теперь Соломон, утвердившись, может восстановить справедливость.
Да, часто нам не достает мужества, чтобы восстановить справедливость, чтобы наказать зло, чтобы противостать злу.

Что касается Семея, то этот бунтовщик мог принести проблемы царству Соломона. Лучше было решить с ним вопрос раз и навсегда. Поэтому Соломон и запретил ему выходить из Иерусалима, взял «подписку о невыезде».

3. Последняя молитва Давида (1 Пар. 29:10-12)
Отличительная характеристика молитвы Давида (см. начало проповеди) – славословие. Давид возвеличивает и хвалит Бога. Он утверждает, что все - от Бога; Он – источник всяких духовных и материальных благ. Давид призывает всю славу воздать Господу. Даже за щедрость человека, за возможность жертвовать он славит Бога.
Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе (2 Пар. 29:14).

Наполнены ли наши молитвы хвалой? Видим ли мы Его величие и славу? Готовы ли возвеличивать Господа за все, что Он посылает?
Да, мы не всегда получаем то, что желаем. Один человек жаловался: «Я немного хотел в жизни, молился об этом, но все получилось наоборот. Я хотел, чтобы мои родители жили до тех пор, пока я стану на ноги, даже чтобы они увидели внуков, но этого не случилось. Я хотел, чтобы у меня был счастливый брак, но семья распалась. Я хотел, чтобы дети росли с чувством благодарности Господу за Его блага, но этого тоже не произошло. Я хотел, чтобы мой бизнес процветал и молился об этом, но все рассыпалось. Бог не просто не ответил на мои молитвы: все случилось с точностью до наоборот. Больше не говорите мне о молитве. С меня довольно».
Что бы мы ответили такому человеку?..

Иисус говорит:
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13).
Мы думаем о молитве как о средстве, которое помогает достичь определенной цели, получить какие-то благословения (и Бог отвечает на наши молитвы!) Но Иисус поясняет, что в результате молитвы происходит что-то большее: Господь Духом Святым вселяется в сердце верующего. Самая великая нужда церкви и каждого верующего в том, чтобы Бог поселился в сердце, и Он это делает, когда мы молимся.
Часто мы превращаем молитву в средство исполнения наших желаний, и тот, у кого длиннее список ответов, кажется более верующим, близким к Богу. Но молитва – сама жизнь с Богом и в Боге, жизнь в Духе и жизнь по Его воле. Молитва особенно исполняется тогда, когда мы начинаем отдавать Богу, жертвовать Ему и ради Него. Никто не преуспевал в молитве больше, чем Иисус Христос, и Он же был лишен многих жизненных благ, Он Сам стал великой жертвой.

Один человек спросил: «Что такое чудо?»
Ему ответили: «В вашей стране считают чудом, если Бог исполняет волю человека. Но в нашей чудом считается случай, когда человек исполняет Божью волю». Чудо происходит, когда человек исполняет волю Божию.

4. Последняя песня Давида (2 Цар. 22)
Последняя песня Давида записана в 22 главе 2 Царств. Песня довольно длинная – 51 стих, поэтому мы не будем ее читать, а сделаем краткий обзор.
Главным действующим лицом песни становится Бог. Он исполнил обещания. Он избавил от руки всех врагов, даже Саула. Он услышал. Огнем поядающим поразил врагов. Возгремел с небес. Защитил от тех, кто сильнее Давида. Воздал. Вознаградил.
Это в прошлом. А в настоящем Он препоясует силой, поставляет на высоты, расширяет шаг, возвеличивает, низлагает восстающих, покоряет народы… Бога Давид называет скалой, крепостью, освободителем, защитником, высокой башней, убежищем, Спасителем, ограждением. И это не бессмысленное повторение. Он хочет сказать, что для каждой опасности, каждой проблемы Бог являет Себя особым образом. Он приписывает успехи не себе, не своим способностям, своей силе, а Богу. Он Ему воздает славу.

В некоторых христианских песнях не всегда прославляется Бог. Я даже подумал о такой популярной в годы моей молодости песне, как «Я в бессмертье иду». В ней слишком много – обо мне, и мало - о Боге. Особенно примечателен последний куплет:

Нет от радости слов, очень мне повезло (!),
Мною найдена в небо дорога (!).
На душе у меня и тепло, и светло,
Потому что я верую в Бога.

Что делает Бог для Давида?

4.1. Давид убеждает, что Бог дает защиту, когда нам угрожает опасность
Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из [святого] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его (22:7).
Господь далеко, в святом храме Своем (Авв. 2:20), но Он же и рядом, с нами, слышит нас, когда мы взываем к Нему.
Конечно, в повседневной жизни проблемы далеко не всегда решаются так быстро, как в сериалах – за полтора часа, и мы склонны смущаться и даже унывать. Давид сам несколько лет убегал от врагов, но при этом не поколебался в вере.
Бог близок к нам, Бог Духом Святым в сердце наше вселяется, но мы не всегда понимаем сущность этой близости.

Мама попросила своего пятилетнего сына сходить в кладовку и принести банку томатного сока. Тот запротестовал: «Там темно, я боюсь». Мама заверила Джонни: «Не бойся, сынок. Ведь там Иисус». Малыш подошел к кладовке, робко приоткрыл дверь и сказал в темноту: «Иисус, пожалуйста, подай мне банку с томатным соком».
Это детское представление о Божьей близости и Его действии в жизни в разных формах свойственно и взрослым, когда они хотят, чтобы Бог эффективно разрешил их проблемы. Господь разрешает, но не так, как мы думаем:

Господни мысли высоки
И праведны суды,
Бывают горькие цветы,
Но сладкие плоды.

В слепом неверье не постичь
Его великих дел -
Сам Бог лишь может объяснить
Своих решений цель.

4.2. Вокруг нас часто сгущается тьма. Давид убежден, что Бог зажигает свет, когда вокруг не видно ни зги
Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (7:29).
Может, нам хотелось бы видеть всю дорогу, а фонарик освещает только несколько метров впереди. Приходится надеяться на Господа, уповать, доверять Ему, крепче держаться за Его руку.
Слава Богу за свет во тьме, за Иисуса Христа, Который сказал:
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12).

Но вернемся к Давиду. Что еще делает для него Господь?

4.3. Часто мы ослабеваем. Давид поет о том, что в этом случае Господь подкрепляет нас
Ты препоясываешь меня силою (22:40).
Если Господь призывает, Он же и силу дает,
Если Он путь открывает, Сам по нему и ведет;
Если за дело нам браться Богом веленье дано,
Значит, не нужно бояться, значит, по силам оно.

Мы можем учиться у Давида, напоминать себе о Божьей верности в прошлом, и доверять Ему в настоящем и будущем. Как бы сложно ни было. Если Господь с нами, что сделает нам человек! Вопрос только в том, вручили ли вы Ему свою жизнь, следуете ли за Ним, живете ли с Господом? Как это сделал автор следующего стихотворения:
Дорога трудная, порой тернистая,
Слеза невольная затмила даль,
Но вот заря взошла и вера чистая
Прогнала прочь тоску и всю печаль.

Познал я Господа, и все сомнения
Рукою мощною Он устранил,
Грехи все прежние предал забвению
И кровью чистою Он их омыл.

Слова друзей, порой, звучат изменчиво,
Мирские радости несут лишь тьму,
Я, как дитя, за Ним иду доверчиво
И путь свой полностью вручил Ему.

На сердце стало так светло и радостно,
Идти за Ним вперед мне так легко,
Душа наполнена надеждой сладостной,
И цель заветная недалеко!

Пусть Господь благословит нас любить Его, следовать за Ним, служить Ему.