Свобода и форма в богослужении

Леонид Михович

Дата: 30-07-2012 02:29  
Анализ структуры и содержания богослужения показывает, что упор на свободe приносит много благословений. Во-первых, адаптивность собрания. Его легко приспособить к изменениям во времени и пространстве, нуждам участников, опозданиям, присутствию гостей и т.д. Во-вторых, отсутствие жесткой структуры и плана позволяет принять участие в собрании многим людям, поскольку собрание не ограничено временем, количеством участников и порой даже качеством участия. В-третьих, такое богослужение позволяет Духу Святому действовать в собрании, что придает богослужению свежесть и наполняет его жизнью. Но есть и проблемы с этим подходом. Первое, это несистематический характер обучения вследствие произвольного выбора тем проповедниками, отсутствия планирования и координации между ними. Более того, «культ спонтанности» иногда ведет к тому, что некоторые проповедники не следуют принятому обычаю и не обращают внимания на темы, связанные с Вечерей Господней или христианскими праздниками. Например, в одной церкви на праздник Въезда Христа в Иерусалим первый проповедник не сказал ничего об этом событии, о значении праздника, посвятив проповедь рассмотрению этических вопросов жизни христианина в мире. В другой церкви перед Вечерей Господней проповедник все время потратил на разоблачение теории эволюции, обойдя своим вниманием страдания и смерть Христа. Таким образом, некоторые проповедники предлагают назидательные темы, но не связанные напрямую со Христом и его жертвой. Один богослов заметил, что в собрании, где превалирует свобода, библейская история спасения может быть вытеснена личным опытом проповедника.
Вторая проблема отсутствия планирования, как ни парадоксально, - недостаток гибкости или разнообразия в собрании. Планирование позволило бы ввести новые компоненты, вовлечь больше людей, таким образом делая собрание более разнообразным и осмысленным. Без планирования, совета «свободное» собрание может превратиться в безжизненный ритуал, который повторяется каждое воскресенье.
Еще один вопрос – низкое качество, или даже недостаток порядка. Полная свобода ведет к тому, что в собрании могут принимать участие не те люди (человек любит проповедовать, петь, учить, но не имеет дара); некоторые компоненты могут «выпадать» из общей структуры собрания (длинные стихотворения, молитвы-проповеди) или их содержание может быть неподходящим случаю. Поэтому требуется много мудрости, чтобы соединить свободу и форму. Пожелаем же успеха в этом благородном служении.
P.S. Статья помещена под данной картинкой, так как недавно я посетил собрание афро-американской церкви. Эти братья и сестры, по крайней мере, в данной церкви, знают, как наслаждаться свободой в определенной структуре при серьезном подходе к планированию.