До семижды семидесяти (притчи 4)

Мф. 18:21-35
Дата: 27-12-2014 19:28  
До семижды семидесяти (Притчи, №4)
Мф. 18:21-35


Старый человек сильно заболел. Чувствуя приближение смерти, он пригласил своего соседа, который когда-то его сильно обидел. Он сказал ему, что хочет умереть со спокойной совестью, поэтому прощает ему все. Они немного побеседовали, и сосед собрался уже уходить. Но когда он открыл дверь, старик закричал: «Постой, я тебя прощаю, но если я выздоровею, прощение отменяется».

Мы все иногда встречаемся с проблемой прощения в тот или иной момент жизни, и, может быть, кто-то сейчас думает: прощать или не прощать? Как прощать? Подобное случилось с Петром. Возможно, кто-то из учеников согрешил против него, и Петр сделал вид, что не заметил проступка. Он промолчал и на второй раз. Но когда ближний снова согрешил против него, Петр возмутился духом. «Люби ближнего твоего как самого себя» - хороший принцип. Но что, если ближний не понимает любви и упорствует в своем поведении? Надо посоветоваться с Иисусом. «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?»

Петр знал закон, установленный книжниками. Согласно этому закону, прощать можно было три раза. В качестве доказательства из Библии в пользу этого установления брали отрывок из книги пророка Амоса. В первых главах книги налагаются проклятие на различные народы за три преступления против закона и за четыре. Из этого - вывод, что прощение Бога распространяется на три преступления, но после четвертого грешника ждет наказание. Не следует полагать, что человек великодушнее Бога, и, потому прощать можно только три раза.
Петр, однако, поднимается выше нравственности книжников и фарисеев. Он умножает три на два, потом прибавляет один и получает семь, число совершенства. Конечно, после этого вопроса Христос призовет учеников и на примере Петра будет учить их прощению. Но Петр слышит что-то другое. «Не говорю тебе: "до семи," но до семижды семидесяти раз».

Несомненно, Христос не ставит цель уточнить количество прощений: не семь, а 490 раз. Трудно даже предположить, чтобы кто-то согрешил против нас столько раз. А если бы кто и согрешил, то каким злопамятным надо быть, чтобы запомнить все 490 обид, не сбиться со счету и 491-ю не простить! «До семижды семидесяти» - выражение, обозначающее безграничность, невозможность подсчета. Ты спрашиваешь «до семи ли раз?» Но о прощении вообще нельзя говорить в категории количества. Такие понятия как любовь, милость, прощение не поддаются счету. Прощать надо всегда.

1. Время от времени у нас возникает тот же вопрос: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? И прощать ли вообще?»

Вы знаете, в мире мало говорят о прощении. Грешный человек вообще не может согласиться с ним, оно противоречит его природным наклонностям.
Раскопав римские руины в Англии, археологи обнаружили различные «проклятия», написанные на латыни и выгравированные на оловянных и бронзовых табличках. Столетия назад приходящие в бани римляне бросали там эти таблички как обращения к богам бань, почти так же, как сегодня бросают монеты в фонтаны на счастье. Один просил у богов, чтобы они помогли ему жестоко отомстить тому, кто украл у него шесть монет. Другой писал: «Доцимед потерял свои перчатки. Он просит, чтобы укравший их лишился разума и зрения в том храме, в каком будет угодно богине». Разве эти просьбы лишены здравого смысла? Разрешить проблему, как мы думаем, можно, отомстив обидчику. Если ты мужчина, то должен воздать соответственно: «око за око, и зуб за зуб». Больше – лучше. Разве прощение может победит зло? Разве месть не самое эффективное средство восстановления справедливости? Да и напряжение снимается: отомстил – на душе легче.
Но, во-первых, месть не решает проблему в корне. Она не исцеляет, не оживляет, не восстанавливает. Был один выбитый зуб – стало два. Что в этом хорошего? Была одна жертва – стало две или больше. Масштабы зла увеличились.
Во-вторых, месть и связанная с ней ненависть поражает не только жертву, но и обидчика. Она разрушает его дух, оставляет следы на характере так, что следующий раз сделать зло еще легче. Но именно любовь освобождает. Поэтому Христос говорит о прощении как о самом лучшем пути решения конфликтных ситуаций, причем о прощении, неограниченном количеством грехов или их тяжестью. Христианин не задумывается, прощать или не прощать, прощать три раза или семь. Он прощает, потому что не может не прощать, потому что прощать для него так же естественно как есть и пить.

Легко ли прощать? – Нет. Ф. Янси в своей книге «Что удивительного в благодати» обращается к примеру Мартина Лютера Кинга, баптистского пастора, борца за права негров в Америке. Однажды Мартину Лютеру Кингу пришлось поститься несколько дней, чтобы достичь той духовной дисциплины, которая была необходима для того, чтобы простить своих врагов». А чего стоило прощение Христу?..

Бог учил меня прощению, когда я готовил эту проповедь. Причем давал мне разные задания. Один раз нужно было простить неверующего человека, другой - своих братьев. Первый раз дело касалось денег, второй - личных отношений. И я понял, что простить гораздо тяжелее, чем подготовить проповедь о прощении (и проповедь подготовить нелегко).
И в том и в другом случаях часть моей личности протестовала против немедленного и безусловного прощения, приводя разные аргументы. И аргументы обычно сводились к тому, что обидевший меня человек должен как-то пострадать за это, понести какое-то наказание, и это должно случиться так или так. В своем уме я рисовал сладостные картины наказания грешника. Ведь справедливость (в моем понимании) должна восторжествовать! А прощение ведь несправедливо!

Второй момент, препятствующий прощению, - гордость. Как можно его простить? Он же не попросил прощения.
Вы слышали, вероятно, историю о муже и жене, которые как-то поссорились. (Говорят, изредка такое случается и в христианских семьях). И жена стояла на кухне, мыла посуду и думала: «Конечно, у меня ужасный муж. С ним невозвожно жить. Это несносный и неисправимый человек. Дай Боже силы нести этот крест. Но если он придет ко мне и на коленях попросит прощения, то я как христианка прощу его».
Муж в это время рассуждает сам с собою: « Боже, какую жену Ты мне дал! Это одна из худших женщин в мире. Каждый день я подвергаюсь таким испытаниям!.. Но я христианин. И если она прибежит ко мне и попросит прощения, то я прощу ее. Я же верующий».
Господь учит нас, что истинное прощение - это не реакция на просьбу о прощении, а (реакция) на саму обиду. Не ожидай покаяния. Прощай, как прощал Христос на кресте. Твои ближние нуждаются в прощении. Как писал поэт:

Берегите друг друга, у жизни короткий полёт,
И отточенных злостью обид никогда не храните,
Может кто-то давно так прощения вашего ждёт,
Научитесь прощать, не порвав истончившейся нити.

А еще помни, что в будущем тебе снова понадобится прощение. В пьесе Шекспира «Мера за меру» лицемерный Анджело говорит умоляющей его Изабелле, сестре человека, осужденного на смерть:
Ваш брат законом осужден, и даром
Вы тратите свои слова.
Она отвечает:
Но люди были все осуждены,
Однако Тот, чья власть земной превыше,
Нашел прощенье. Что же будет с вами,
Когда придет верховный Судия
Судить вас? О, подумайте об этом –
И милости дыхание повеет
Из ваших уст, и станете тогда
Вы новым человеком.

2. Немецкий философ Ницше называл такие христианские ценности как прощение жизнеотрицающими и относил их к морали рабов. Для человека, по его мнению, неестественно сострадать, прощать, любить врагов. Прощение - выход слабости, бессилия.
Но, конечно, глубже понимал суть Махатма Ганди. Он заметил: «Прощать – свойство сильных. Слабые не прощают». Слабый будет копить обиду, носить камни за пазухой, пакостить при удобном случае. Сильный духом простит.

Заметьте, что Иисус Христос не учил прощению от бессилия. Он и Сам прощал, имея в Своем распоряжении легионы ангелов. И иногда в наших руках есть сила сделать зло обидчикам. Но именно тогда, когда мы имеем силу отомстить, мы можем проявить свободное, не вынужденное прощение.

И еще один момент. Настоящее прощение – не попустительство. Оно не имеет ничего общего с равнодушием и безразличием. На не все равно, что делает человек, что происходит с нашим братом. Мы думаем, как помочь ему, как указать на неправильное поведение.
Посмотрите, в какой ситуации звучит вопрос Петра. В предыдущих стихах Христос как раз говорит о том, как нужно относиться к согрешающим.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18:15-17а).
Конечно, нам порой трудно соблюсти баланс между справедливостью и любовью. Полную гармонию прощения и справедливости мы видим только на кресте.

3. Отвечая на вопрос Петра, Христос рассказал притчу о прощении. Она записана в Еванглии от Матфея. Глава 18, стихи с 23 по 35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Один чиновник взял кредит у царя – 10,000 талантов. Это громадная сумма, сотни миллионов долларов. Один толкователь пишет, что если таланты были золотые, это составляло около четырех миллиардов долларов, если серебряные – восемьдесят миллионов долларов. И пришло время отдавать долги. Но банк, в который он вложил деньги, оказался ненадежным, и он остался ни с чем. Тогда царь приказал продать все его имущество и даже семью, чтобы как-то возместить убытки. Должник начал просить царя о снисхождении. «Потерпи на мне, и все тебе заплачу». Конечно, глупо было ожидать, что он все заплатит. Обычная плата поденщика в то время – динарий в день. А только один золотой талант – это тысячи динариев (180,000). Т.е., суммы просто запредельные. Царь понимал, что никогда он долг не отдаст, но умилосердился над ним и отпустил с миром, а долг простил.
Но вот что произошло дальше. Этот человек разыскал своего товарища, который должен был ему 100 динариев (может быть, триста долларов). Т.е., в тысячи, даже миллионы раз меньше. Он начал душить его и требовать, чтобы тот все отдал. Товарищ умолял его, но прощеный должник не внял мольбе и посадил его в темницу. Услышав об этом, царь огорчился и осудил сделавшего так по всей строгости закона. Непрощение привело его в тюрьму. Всякий, кто не прощает, попадает в тюрьму зла, мести, ненависти.

Мы - должники Бога. И наши грехи против Бога гораздо больше грехов наших ближних против нас. Никто из нас не может заплатить за свои грехи, сколько бы не работал, что бы ни делал. Нам остается только просить у Бога прощения, умолять о Его милосердии. Слава Богу, зная нашу несостоятельность, Он прощает нас. (Он сегодня объявляет об этом прощении всем!) Теперь наша очередь прощать ближним. И мы не можем не простить им тысячу, после того, как Господь простил нам миллиарды. После Божьего прощения всегда следует наше.


Один немец рассказывал мне, что его родители когда-то жили в Калининграде и были высланы Сталиным на север (в Коми) только за то, что были немцами. Конечно, в лагерях пришлось очень много страдать. Но сейчас они помогают русским. Они помогают детям и внукам тех, кто над ними издевался, финансируют разные благотворительные и гуманитарные проекты в России. У них нет ненависти в сердце. Они могут так делать, потому что Бог простил им, потому что в их сердцах – Божья любовь. А пока не примешь Божье прощение – не сможешь по-настоящему простить ближнего.

Умей прощать... Молись за обижающих, 
Зло побеждай лучом добра. 
Иди без колебаний в стан прощающих, 
Пока горит Голгофская звезда. 

Учись прощать, когда душа обижена, 
И сердце, словно чаша горьких слез, 
И кажется, что доброта вся выжжена, 
Ты вспомни, как прощал Христос. 

Умей прощать. Прощенье – это сила.
А месть – бессилия признак роковой.
И камни не прощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой.

Учись прощать естественно, как дышишь,
Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.

Умей прощать, прощать не только словом, 
Но всей душой, всей сущностью своей. 
Прощение рождается любовью 
В борениях молитвенных ночей. 

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта. 
Великодушье лечит, как бальзам. 
Кровь на Кресте за всех пролита. 
Умей прощать, чтоб ты прощен был сам.

З. «И прости нам ... как и мы прощаем», повторяем мы слова молитвы Отче наш. Конечно, если Бог будет прощать нам как мы прощаем, мы никогда не войдем в Царство Небесное. И на основании этих слов нельзя утверждать, что Бог действительно простит нас так, как мы прощаем наших ближних. Они сказаны, чтобы побудить нас к прощению.
Мы никогда не сможем простить в достаточной мере хотя бы потому, что против нас не согрешают так много, как мы согрешаем против Бога. Но мы постоянно можем совершенствоваться в прощении, следуем в прощении за Иисусом, потому что Бог простил нас. Да-да, мы прощаем не потому, что мы такие добрые или считаем себя христианами. Не потому, что нам ничего другого не остается. Ни потому, что прощение оказывает благотворное влияние на наше здоровье. Мы прощаем, потому что Бог простил нас. И цена этого прощения – Иисус Христос распятый. И прощение это ведет нас в жизнь вечную с Богом.

Благослови нас Господь прощать, как простил нас Небесный Отец.