Дорога в Эммаус и обратно

Дата: 01-07-2010 10:33  
1. История
Два человека идут рядом по дороге, держа путь в Эммаус – селение в двух часах ходьбы от Иерусалима. По их походке можно догадаться, что они переживают горе. Им трудно вообразить, что несколько лет тому назад они встретили Человека из Назарета, Который перевернул их жизнь, подарил надежду, показал, что прощение, исцеление, милосердие не просто слова. Но теперь Он мертв. Его любящие руки уже не прикоснутся к больным и не разделят хлеб. Его добрые глаза не посмотрят с глубоким состраданием. Он уже не придет в дом плача и скорби. С Его смертью все закончено…
К разочарованным и смущенным ученикам приближается Иисус. Они не узнают Его, принимая за паломника, который возвращается домой после празднования Пасхи в Иерусалиме. Побуждая их раскрыть свои сердца, Иисус спрашивает о теме разговора и причине их печали, и этот вопрос приводит их в изумление. «Неужели в Иерусалиме и его окрестностях есть тот, кто не знает о случившемся? Ты, наверное, один, кто слышал об этом». (На самом деле, Иисус был единственным, Кто знал, что случилось, и мог объяснить другим.)
Затем Клеопа объясняет Христу, что произошло (с точки зрения учеников). Иисус было пророком, сильным в слове и деле, Ему благоволил Бог, и, кажется, уже близким был час избавления Израиля. Но теперь Он казнен, так и не освободив Израиль, как же так? Как они могли заблуждаться? Они надеялись, что находятся на пути к свободе, но оказались в тупике.
Но смятение увеличивается. Ходят странные рассказы о пропавшем теле и явлении ангелов. «Некаторыя жанчыны абаламуцiлi нас» (бел.). Наверное, они с горя лишились рассудка. Правда, «пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели». Что вообще происходит?
«О несмысленные и медлительные сердцем», – упрекает их Иисус. (В переводе «Радостная весть»: «Какие же вы бестолковые!») Вы не можете сделать правильный вывод из прошедших событий! Как вы не разумеете Писаний! И Иисус, начиная с книги Бытие, по-новому пересказывает историю Израиля, показывает им то, что они упускали при чтении.
Христос напоминает, что вся Библия говорит о Христе, Его страданиях и победе. Смерть Иисуса не опровергла Его мессианство, а наоборот, подтвердила его. Крест не очередной пример торжества язычников, а орудие окончательной победы над злом. Потому не говорите, что ключ не подходит к замку. Вы просто открывали не ту дверь.
Мы видим, как просвещаются лица учеников. Теперь уже они смотрят не вниз, под ноги, а в глаза Незнакомца. Их походка становится уверенной… Они начинают понимать, что в смерти Христа – жизнь, что за смертью следует воскресение.
Клеопа и его спутник просят Иисуса остаться с ними и потом узнают Его в преломлении хлеба. Смущение сменяется уверенностью. «Мое сердце горело, когда Он объяснял Писания», – заметил один после ухода Христа. «И мое тоже, – откликнулся другой, – никакая беседа никогда не волновала меня так, как эта». «И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними».
Трагедия обернулась триумфом. На смену разочарованию пришла надежда. Они вышли в этот путь одними, а возвратились совсем другими людьми. Теперь у них есть цель, есть смысл, есть радость в жизни… потому что Христос жив, потому что Он воскрес!

2. Наши проблемы

Как часто мы напоминаем идущих в Эммаус учеников. Норманн Райт пишет, что люди, не сумевшие найти опору в жизни в 1960-х годах, в 1990-х сформировали общество, лишенное прочного основания, потому так часто мы теряем уверенность и стабильность.
Кроме того, у нас есть личные проблемы. Нас посещают сомнения (даже после нескольких лет хождения с Христом). Мы теряем родных нам людей, отношения с ближними могут быть нарушены. Кто-то страдает от несправедливости родителей или, наоборот, детей. Нас может бросить и обмануть лучший друг. Порой нам не хватает самого необходимого (денег от зарплаты до зарплаты), и приходится экономить даже на еде. Переживания, горечи – естественная часть нашей жизни. У кого-то их больше, у кого-то меньше, кто-то о них говорит, кто-то скрывает, но печаль остается глубоко в сердце… И даже вера, кажется, не помогает. Молитва, богослужение, участие в служении не ободряют нас, радость спасения не светится в глазах…
Мы начинаем искать ответы, и часто там, где их никогда не найдешь: в мирской культуре, философии, кто-то обращается к экзотическим восточным религиям, пьет из источников телевидения, удовольствий, успеха… Но разбитые водоемы не насыщают душу, не вселяют оптимизма, не увеличивают подлинного наслаждения жизнью.

Со словом участия к нам обращается неслучайный попутчик. «Почему вы так печальны? Что в вашем сердце? Что мешает вам твердо уповать на Бога? Почему вы так несмысленны, чтобы познать Божий замысел и не колебаться в вере?»
Прислушаемся к голосу таинственного Незнакомца, Который присоединился к нам, чтобы разъяснить, в чем состоит смысл жизни. Не будем медлительными, чтобы веровать, не будем слишком близорукими, не позволим миру обмануть нас, променяв то, что дает Бог, на не приносящие глубокой радости игрушки. Откроем сердце для Его слова. Пригласим Иисуса в свой дом, и пусть Он останется с нами, пусть Духом Святым сам объяснит нам значение и смысл Своих страданий, смерти и воскресения. Пусть Он преобразит наш ум, сердце, обратит сомнение в веру, печаль в радость, смущение в твердую надежду.

3. Два атеиста по дороге в Эммаус

Возвращаясь к истории Эммауса, позволю закончить притчей.
Два атеиста по пути домой размышляют о происходящем в современном мире. Они говорят о том, что мечты о прогрессе и просвещении утратили свою привлекательность, что надеждам и мечтам сбыться не суждено.
Продолжая свой путь по дороге, ведущей к берегу моря, приятели оживленно спорят о том, как могли произойти подобные вещи. Что делать теперь, если на всякой идее прогресса лежит клеймо «Вавилонской башни?»
В их разговор, оставаясь неузнанным, вступает Иисус.
– О чем это вы рассуждаете, – спрашивает Он собеседников, – и отчего вы так опечалены?
Один из них отвечает:
– Неужели Ты единственный, кто еще не осознал всю трагичность нашего времени? Неужели не видишь, к чему нас привел наш разум? Мы восстали на битву за то, чтобы навсегда покончить с войнами, и с тех пор не видим вокруг себя ничего, кроме кровопролития. Мы приветствовали сексуальную революцию, и теперь повсюду распространился СПИД, а семьи распадаются невиданными темпами. Мы стремились к обогащению, но из-за необъяснимых экономических спадов половина земного шара оказалась парализованной долгами. Нам все доступно, но мы уже не помним, почему нам этого хотелось. Наши мечты потерпели крушение, и никто больше не знает, кто вообще такие «мы».
– О несмысленные, – отвечал им Иисус. – Сколь медлительны ваши сердца, чтобы веровать всему, что заповедал вам Бог-Творец! Разве вы не слышали о Его премудрости в творении и замысле возрождения рода человеческого? О том, что Он сам пребывал среди людей в истинно человеческом облике? Разве вы не слышали о Его смерти, навсегда положившей конец господству зла? Разве не слышали вы о том, что Он и сегодня продолжает Духом Своим трудиться над созиданием новой человеческой семьи, где царят покаяние и прощение грехов, дабы свергнуть господство оружия, секса, денег и жажды власти? – и, начав от Моисея и всех пророков и до апостолов, Он изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
И вот наконец перед ними берег. На берегу стоит толпа голодных людей, вышвырнувших когда-то свой хлеб в отступающие воды модернизма в надежде, что прилив принесет им намного больше, но не получивших обратно ничего, кроме жуков и камней. Двое путешественников неуверенно потянулись за корзинкой с едой, прекрасно осознавая ничтожность своих запасов. Иисус нежно взял ее из их рук и, двигаясь вдоль берега, в считанные минуты накормил собравшихся. Тогда открылись у них глаза, и они узнали его. Но он стал невидим для них. И они сказали друг другу:
– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге о Создателе и Его творении и о Его победе над злом?
Тогда они поспешили рассказать друзьям о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Мир нуждается в Христе, Который Один может соединить небесное и земное, Который придаст смысл существованию и нашим страданиям. И, благодарение Богу, люди приходят к Нему. 100 лет тому назад в Африке было 9 млн. христиан, сейчас их – 423 млн.; в Азии было 20 млн., сейчас – 335 млн. У многих людей открываются глаза, и воскресший Христос воскресает в их сердцах, хотя, конечно, многие и уходят от Него, уходят в разочаровании и смущении, как ученики из Иерусалима в Эммаус, так и не поняв смысла его страданий и значения воскресения. Но только потому, что не потрудились вникнуть в Писания и предпочли закрыть сердце от объяснения Иисуса.
Сегодня в нашем собрании мы можем встретиться с Воскресшим. (Где двое или трое собраны во имя Его, там и Он). Через Писание, слушая Слово Божье, можно уверовать в Него. И, если вы идете в Эммаус, если уходите от Бога, можно пойти обратно в Иерусалим, а потом поспешить, чтобы другим рассказать о том, как вами был узнан Христос. (Если только вы познали Его!)